Гендерная психология
Ге́ндерная психоло́гия, область психологии, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные явлениями половой дифференциации, т. е. противопоставлением мужчин и женщин по личностным качествам, социальным ролям и статусу. Гендерная психология, как и другие гендерно-ориентированные отрасли знания (гендерная социология, гендерная история, гендерная философия и др.), сформировалась на основе междисциплинарного направления – гендерных исследований. Структура гендерной психологии включает разделы: психология гендерных различий, гендерная социализация, психология гендерных отношений.
В отечественной гендерной психологии выделяются следующие этапы её развития: подготовительный (90-е гг. 20 в.), этап оформления гендерной психологии в самостоятельную область знания (начало 21 в.), этап освоения новых направлений исследования (со 2-го десятилетия 21 в.).
В первых психологических публикациях, включающих гендерную проблематику, нашли отражение следующие темы: личностные характеристики, присущие представителям разных полов; отличительные особенности поведения мужчин и женщин; закономерности дифференциации ролей мужчин и женщин в разных сферах деятельности; специфика гендерной социализации детей и взрослых; динамика и современное состояние стереотипов маскулинности – фемининности; женская карьера и женское лидерство. В публикациях анализировались психологические последствия существования явления гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности, например: влияние гендерных стереотипов на психологическое самочувствие мужчин и женщин, роль дифференцированной по полу социализации в развитии детей, неравенство в ролевом поведении мужчин и женщин в сфере межличностных отношений. Основным итогом всех работ первого этапа развития гендерной проблематики в психологии явилась демонстрация вариативности психологических характеристик представителей двух полов, объяснение гендерных различий у мужчин и женщин социокультурными факторами, привлечение внимания к тем изменениям, которые произошли в системе полоролевых представлений людей: традиционные стереотипы маскулинности и фемининности стали менее полярными, чем прежде. Благодаря исследовательским работам этого периода были созданы научные предпосылки, способствующие появлению самостоятельного гендерного направления в отечественной психологической науке.
Возникновению гендерной психологии как нового научного направления способствовали работы, в которых определялся и уточнялся понятийный аппарат, адаптировались известные концепции для изучения феноменов гендерного содержания, конкретизировался психологический контекст гендерных проблем, расширялся репертуар исследовательских методик. Гендерная психология оформилась как направление психологической науки, которое имеет самые тесные связи с психологией личности, психологией развития, социальной психологией. Конкретизация предметной области гендерной психологии позволила психологам изучать социально-психологические причины и последствия явления половой дифференциации, т. е. искать ответы на вопросы о том, почему содержание исполняемых мужчинами и женщинами социальных ролей различается; почему в общественной и профессиональной сферах статус большинства мужчин выше, чем женщин; как влияют на поведение мужчин и женщин гендерные нормы, представления, стереотипы, установки; как надо воспитывать мальчиков и девочек, чтобы они стали успешными взрослыми; и др. В общих чертах сложилась структура гендерной психологии, которая включает такие разделы, как психология гендерных различий, гендерная социализация, психология гендерных отношений. Именно по этим направлениям психологами проводится большинство исследований.
Психология гендерных различий, сформировавшаяся на стыке общей психологии, дифференциальной психологии и психологии личности, сосредоточена на выявлении психологических различий между полами и поиске их причин. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что в психологических характеристиках мужчин и женщин гораздо больше сходства, чем различий. Социобиологическая модель половой детерминации (согласно которой половая дифференциация – универсальный биологический процесс) уступила место социокультурной модели, в рамках которой различия в психологических характеристиках мужчин и женщин объясняются условиями социализации, побуждающими представителей мужского и женского пола осваивать полоспецифичные социальные роли и принимать заданные статусные позиции.
Раздел «гендерная социализация» тесно связан с психологией развития и социальной психологией. Исследования гендерной социализации фокусируются на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т. е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное или нетипичное для своего пола поведение. Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, школы, общества сверстников, средств массовой информации) на формирование гендерной идентичности личности показывает, что мужчины и женщины вырастают в различающихся психологических контекстах, что может ограничивать их личностное развитие и возникновение трудностей самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной.
В рамках психологии гендерных отношений, сформировавшейся на основе социальной психологии, изучаются разные виды гендерных отношений (общественные, межгрупповые, межличностные); раскрывается содержание гендерных феноменов, в которых проявляется специфика гендерных отношений каждого вида; анализируются основные модели гендерных отношений (доминантно-зависимая и партнёрская).
Общей методологической основой гендерных исследований в психологии, так же как и в других гендерно-ориентированных научных сферах знания, является гендерный подход. В сфере психологического знания гендерный подход определяет исследовательскую стратегию в отношении мужчин и женщин, направленную на преодоление статусного и ролевого неравенства, а также создание условий равных возможностей для социализации, развития и самореализации мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.
Гендерное неравенство/равенство – это основной феномен, в котором раскрывается сущностное содержание гендерного подхода. Гендерное неравенство – это социально и культурно сконструированное неравенство по признаку пола, которое порождается различиями в ролевом поведении и статусных позициях мужчин и женщин как субъектов общественной и частной жизни. Содержание гендерного подхода определяется следующими тремя базовыми идеями, которые были обоснованы и чётко сформулированы психологом Сандрой Бем в её работе «Линзы гендера»: 1) идея равенства в ролевом поведении мужчин и женщин; 2) идея равенства в статусных позициях мужчин и женщин; 3) идея недетерминированности биологическим полом социальных ролей и статусов мужчин и женщин. В соответствии с этими идеями очевидно, что различия в поведении и деятельности мужчин и женщин определяются не анатомо-физиологическими особенностями их организмов, а социально-культурными факторами (гендерными нормами, стереотипами, установками и др.). Следовательно, появляется возможность изменения тех норм, правил, стереотипов и поведенческих установок, которые не способствуют успешной социально-психологической адаптации, развитию личности и самореализации. Главная цель в реализации идей гендерного подхода – достижение гендерного равенства.
Для современного этапа развития гендерной психологии характерны следующие две тенденции. Первая связана с продолжением развития тех направлений гендерной психологии, которые были характерны для предыдущего периода. Более углублённо изучаются традиционные для гендерной психологии темы, направленные на анализ личностных характеристик представителей разных полов и феноменов, связанных с гендером (гендерных стереотипов, гендерных конфликтов, гендерных норм и представлений и др.). Продолжается развитие гендерных исследований в тех областях психологической науки, где уже были созданы заделы для будущих гендерно-ориентированных разработок: в спортивной психологии, в психологии сексуальности, в психологии межличностных отношений и др.
Вторая тенденция связана с появлением новых исследовательских тем и изучением психологического содержания новых гендерных феноменов, например: гендерная психология семьи и родительства, гендерная компетентность личности, феномен «материнского штрафа», гендерная самопрезентация и др. Перспективные тенденции развития гендерной психологии связаны с приложениями результатов гендерных исследований в практической деятельности психологов.