Евразийская экономическая комиссия
Еврази́йская экономи́ческая коми́ссия (ЕЭК, англ. Eurasian Economic Commission, арм. Եվրասիական տնտեսական հանձնաժողովը, бел. Еўразійская эканамічная камісія, каз. Еуразиялық экономикалық комиссия, кирг. Евразия экономикалык комиссиясы), постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС), основной целью которого является представление деятельности ЕАЭС и расширение интеграции среди его стран-членов.
История создания и участники
ЕЭК создана решением президентов России, Беларуси и Казахстана и функционирует со 2 февраля 2012 г. на основе договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Кроме того, полномочия ЕЭК предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 99.
Нормативно-правовая база ЕЭК, помимо вышеперечисленных документов, включает решения, рекомендации, распоряжения и декларации по основным направлениям деятельности ЕАЭС. К примеру, в сфере научно-технического сотрудничества стран ЕАЭС нормативно-правовыми актами выступают положения статьи 4 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12, Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. № 28, Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, Рекомендация Коллегии ЕЭК от 28 июня 2022 г. № 27 «О внедрении современных методов технологического прогнозирования» и Рекомендация Коллегии ЕЭК от 24 июня 2022 г. № 26 «О приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза». Кроме того, научно-техническое сотрудничество в сферах промышленности, агропромышленного комплекса и транспорта регулируется дополнительными отраслевыми документами.
По состоянию на начало 2023 г. в составе ЕЭК представлены 5 стран: Россия, Казахстан , Беларусь, Армения и Кыргызстан.
Структура управления
ЕЭК подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету (ВЕЭС) и имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК. Совет ЕЭК руководит деятельностью ЕЭК и состоит из пяти представителей – вице-премьеров в странах ЕАЭС, один из которых выступает председателем совета. Председатель назначается каждый год поочерёдно в порядке русского алфавита по наименованию страны. Заседания Совета ЕЭК обычно проходят раз в месяц, решения принимаются консенсусом.
Коллегия ЕЭК является исполнительным органом, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС. Коллегия ЕЭК состоит из десяти членов (по два члена от каждой страны), один из которых является председателем Коллегии ЕЭК, а остальные девять – министрами по основным направлениям деятельности (по экономике и финансовой политике, по интеграции и макроэкономике, по торговле, по промышленности и агропромышленному комплексу, по техническому регулированию, по таможенному сотрудничеству, по энергетике и инфраструктуре, по конкуренции и антимонопольному регулированию, по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям). Члены и председатель Коллегии ЕЭК назначаются сроком на 4 года решением ВЕЭС. Заседания Коллегии ЕЭК проходят раз в неделю, а решения принимаются голосованием. На данный момент при Коллегии ЕЭК действуют 25 департаментов и 20 консультативных комитетов.
Финансирование деятельности ЕЭК осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС, формируемого в соответствии с положением о бюджете ЕАЭС в российских рублях за счёт долевых взносов членов ЕАЭС. Размеры (шкалу) долевых взносов стран в бюджет определяет ВЕЭС. Расходы бюджета Союза направляются на обеспечение деятельности учреждений ЕАЭС.
Основные направления деятельности
Ключевые направления деятельности ЕЭК включают в себя зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; сбор статистики внешней и взаимной торговли; формулирование предложений в области макроэкономической политики; конкурентной политики; энергетической политики; взаимной торговли услугами и инвестиций; транспорта и перевозки; валютной политики; охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; трудовой миграции; таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; таможенного администрирования; информатизации; технического регулирования; обращения лекарственных средств и медицинских изделий; предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий и др.
В мае 2017 г. в ЕАЭС был запущен процесс создания общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий, в 2019 г. был подписан договор о создании общего рынка электроэнергии, к 2025 г. планируется создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, что позволит максимально стабилизировать ситуацию с энергоносителями для стран ЕАЭС и обеспечить энергетическую безопасность каждой из стран, а также общих рынков транспортных и финансовых услуг.
В 2021 г. в единую карту индустриализации ЕАЭС объединены более 185 крупных инвестиционных проектов стоимостью более 300 млрд долл. США в более 21 отрасли и по 550 технологическим направлениям, по которым в ЕАЭС имеется необходимость в импортозамещении. Кроме того, в 2021 г. активно обсуждались направления экологической модернизации металлургических и нефтяных предприятий в связи с реализаций экологического плана ЕС по введению трансграничного углеродного налога на импорт в страны Евросоюза стали, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии.
Для мониторинга степени интеграции и уровня экономического развития в ЕАЭС в 2019 г. была разработана система индикаторов интеграции. Общий индекс интеграции включает в себя субиндексы институциональной, торговой, инвестиционной, миграционной интеграции, а также макроэкономической конвергенции и был рассчитан за каждый год с 2007 по 2017 гг. Среди рассматриваемых четырёх объединений (ЕАЭС, ЕС, АСЕАН и МЕРКОСУР) ЕАЭС по степени интеграции находится на втором месте с самым высоким показателем в сфере макроэкономики, а самым низким – в торговле. Индекс институциональной интеграции ЕАЭС вырос с 42,7 в 2007 г. до 72 пунктов в 2017 г., а сводный индекс интеграции увеличился с 56 до 70 пунктов.
ЕЭК ведёт активное взаимодействие с различными странами, интеграционными объединениями и международными организациями по трём основным направлениям: предоставление статуса государства-наблюдателя, подписание меморандумов о сотрудничестве или взаимопонимании, заключение торговых соглашений. Список стран и интеграционных объединений, с которыми подписаны меморандумы о взаимодействии, приведён на официальном сайте ЕЭК. С Исполнительным комитетом СНГ осуществляется всестороннее торгово-экономическое сотрудничество в рамках Меморандума об углублении взаимодействия между ЕЭК и Исполкомом СНГ.