Леонтьева Ольга Яковлевна
Лео́нтьева О́льга Я́ковлевна (псевдоним; урождённая Борзунова, в замужестве Гиндина) [6(19).6.1907, село Тугулым, Тобольская губерния, ныне Свердловская область – 28.4.1967, Москва], российская певица (сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1937).
Из семьи крестьян. По окончании сельской школы работала в избе-читальне, организовала в родном селе драматический кружок, для которого писала пьесы. В начале 1920-х гг. переехала в Тюмень, работала на спичечной фабрике «Пламя», занималась в художественной самодеятельности; окончив в 1925 г. совпартшколу, по комсомольской путёвке была направлена на учёбу в тюменскую музыкальную школу. В 1927 г. окончила рабфак в Москве. В 1928–1932 гг. работала в Московской филармонии. В 1931 г. окончила Московскую консерваторию (училась в классе К. Н. Дорлиак, затем Н. Г. Райского), в 1932 г. – аспирантуру. 1-я премия 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1933).
В 1932–1950 гг. солистка московского Большого театра. В репертуар Леонтьевой входило 14 оперных партий драматического и лирико-драматического сопрано: Графиня Чепрано («Риголетто» Дж. Верди), Натурщица («Трильби» А. И. Юрасовского; обе – 1932), Ларина («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Тоска (одноимённая опера Дж. Пуччини), Наташа («Русалка» А. С. Даргомыжского; все – 1933), Мария («Мазепа» П. И. Чайковского, 1934), Катерина Львовна («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, 1935), Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Лиза («Пиковая дама» Чайковского; обе – 1936), Наталья («Тихий Дон» И. И. Дзержинского, 1937), Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника, 1938), Саша («Мать» В. В. Желобинского, 1939), Оксана («Черевички» Чайковского, 1941), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна, 1943). Работала над партиями с педагогом Большого театра В. А. Смысловской.
Записала на грампластинки арии Наташи («Русалка» А. С. Даргомыжского, дирижёр А. П. Чугунов) и Тоски (одноимённая опера Дж. Пуччини, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев; обе – 1934), ариозо Кумы «Глянуть с Нижнего» («Чародейка») и колыбельную Марии («Мазепа» П. И. Чайковского, дирижёр В. В. Небольсин, 1935), две песни Клерхен («Эгмонт» Л. ван Бетховена, дирижёр Мелик-Пашаев, 1936), романсы Чайковского «День ли царит» и «То было раннею весной» (партия фортепиано – В. А. Шрайбман, 1938). Сохранилась киносъёмка Леонтьевой в партии Лизы («Пиковая дама» Чайковского, фрагмент Сцены у канавки; Герман – Б. М. Евлахов, 1940).
Опубликовала статью «Как я стала артисткой» («Вечерняя Москва». 1938. 7 марта).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1937).
Муж – Михаил Ефимович Гиндин (1904–1967), кинооператор.