Епископальная церковь в Иерусалиме и на Ближнем Востоке
Епископа́льная це́рковь в Иерусали́ме и на Бли́жнем Восто́ке (ЕЦИ; англ. Episcopal Church in Jerusalem and the Middle East; араб. الكنيسة الأسقفية في القدس والشرق الأوسط), одна из поместных церквей в составе Англиканского содружества, объединяющая англикан Израиля, Палестины, Иордании, Сирии, Ливана, Кипра, Ирака, Ирана и стран Аравийского полуострова.
Англо-прусский иерусалимский проект
Первые попытки англиканских миссионеров начать работу на территории Османской Палестины относятся к 1820-м гг. В 1826 г. миссионер Лондонского общества по распространению христианства среди евреев Дж. Николайсен приобрёл у турецких властей участок земли в Иерусалиме, на котором впоследствии была построена церковь Христа Спасителя – первый протестантский храм на Ближнем Востоке (заложен в 1842, освящён в 1849). Политическое сближение Великобритании и Пруссии в войне 6-й коалиции (1813–1814) привело к появлению проекта сближения между Церковью Англии и лютеранско-реформатской Евангелической церковью Пруссии. Одним из аспектов предполагаемого сближения было установление совместного англо-прусского церковного присутствия в Османской Палестине. Предполагалось, что Великобритания и Пруссия будут покровительствовать ближневосточным протестантам так же, как Российская империя покровительствовала православным, а Франция – католикам. С учётом того что в Османской империи на тот момент не было протестантского населения, этот проект носил исключительно политический характер.
Для реализации проекта было решено учредить в Иерусалиме епархию. Предполагалось, что её предстоятель будет окормлять проживающих в этом городе англичан и немцев. При этом немецкие общины сохранят свой богослужебный строй, однако во главе их будут стоять священники, рукоположенные по англиканскому обряду.
Через этот проект, помимо его непосредственных целей, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV стремился укрепить только что созданное им объединение лютеран и реформатов в своих владениях. Предполагалось, что в Евангелической церкви Пруссии может быть введён епископат, отсутствовавший у немецких лютеран и реформатов со времён Реформации в 16 в. Проект вызвал неоднозначное отношение как в Англии, так и в Пруссии. Прусские протестанты опасались, что союз с Церковью Англии и тем более введение епископального устройства «испортит» их церковь. Английское церковное руководство было настроено положительно, однако в этот период в Церкви Англии развивалось Оксфордское движение, направленное на возрождение дореформационных традиций; часть его членов, включая Дж. Г. Ньюмена, выступили с категорическим осуждением идеи союза с «еретиками» – кальвинистами и лютеранами.
5 октября 1841 г. британский парламент принял постановление [Bishops in Foreign Countries Act 1841 (5 Vict, c. 6)] о порядке назначения епископов Церкви Англии за пределами британских владений. Согласно акту такие епископы могли не быть британскими подданными и не приносить присяги английскому монарху как верховному правителю Церкви Англии, однако рукоположенное ими духовенство не могло без разрешения служить там, где Церковь Англии считалась государственной (на тот момент – в Англии и Ирландии).
Первым епископом Иерусалима в рамках этого проекта был выбран М. Александер. Он происходил из прусской еврейской семьи, однако около 1820 г. переехал в Великобританию, где в 1825 г. принял христианство и в 1827 г. стал англиканским священником. В архиерейский сан Александер был рукоположен в Лондоне в ноябре 1841 г., а в январе следующего года он прибыл в Иерусалим. Здесь Александер столкнулся с настороженным отношением как турецких властей, так и иерархии Иерусалимского патриархата и других традиционных христианских церквей этого региона. В 1847 г. Римско-католическая церковь в ответ на назначение Александера поставила в Иерусалим своего епископа латинского обряда, восстановив Латинский Иерусалимский патриархат, который после изгнания крестоносцев из Святой земли (1291) существовал лишь номинально. Чтобы разрядить ситуацию, британские власти заверили султана, что Александеру будет запрещено заниматься миссионерской деятельностью среди его подданных как мусульманского, так и христианского исповедания. Аналогичные гарантии были даны архиепископом Кентерберийским У. Хоули Иерусалимскому патриарху Афанасию V. Было также решено, что Александер будет носить титул «епископ Объединённой церкви Англии и Ирландии в Иерусалиме», а не «епископ Иерусалимский».
По соглашению между правительствами Великобритании и Пруссии кандидаты на протестантскую епископскую кафедру Иерусалима должны были назначаться двумя странами поочерёдно. После кончины Александера в ноябре 1845 г. его преемником по протекции Пруссии стал известный реформатский миссионер швейцарского происхождения С. Гоба. В отличие от своего предшественника, он начал вести миссионерскую деятельность среди ближневосточных христиан (в основном православных), на что в 1850 г. было получено разрешение османского правительства. Гоба пригласил в Османскую Палестину Церковно-миссионерское общество (ЦМО), которое вскоре открыло в стране множество школ, а также построило англиканские храмы в Назарете (1871), Иерусалиме (1874), Наблусе (1882) и Рамалле (1888). В 1879 г. Гоба умер, и его преемником стал англичанин Дж. Барклай (Barclay), который также вскоре скончался (1881). Его преемника должна была назначить Пруссия. Прусский кандидат отказался принять архиерейскую хиротонию от англиканского епископа, и в ноябре 1886 г. прусское правительство заявило о выходе из соглашения об Иерусалимской епархии, которая с того момента стала полностью англиканской.
Иерусалимская епархия Церкви Англии
В 1887 г. Церковь Англии назначила епископом в Иерусалиме Дж. Блайта, до того более 20 лет прослужившего в Индии и Бирме. Блайт принадлежал к англокатолической традиции и негативно относился к миссионерской деятельности среди представителей других христианских церквей. Стремясь избежать влияния со стороны англоевангелического ЦМО, он построил в Иерусалиме собор Святого Георгия (1898), который доныне (данные на июнь 2021) остаётся кафедральной церковью англиканской епархии в Иерусалиме. Блайт основал (1888) Иерусалимско-Восточную миссию (Jerusalem and the East Mission), которая позже была переименована в Иерусалимско-Ближневосточную церковную ассоциацию (Jerusalem and the Middle East Church Association), – фонд, обеспечивавший финансовую независимость епархии. Начиная со 2-й половины 20 в. эта структура включает в себя множество благотворительных фондов, которые поддерживают деятельность ЕЦИ.
В 1920 г. при преемнике Блайта Р. Макиннесе (епископ в Иерусалиме в 1914–1931) на Ближнем Востоке была создана вторая англиканская епархия – Египетская и Суданская, первым епископом которой стал известный валлийский миссионер Л. Гуинн. В 2020 г. Египетская епархия получила автокефалию, образовав Епископальную (англиканскую) провинцию Александрии.
После окончания арабо-израильской войны 1948–1949 гг. на территории Израиля остались всего два англиканских священника арабского происхождения. Боевые действия и массовое перемещение арабского населения нанесли серьёзный ущерб ЕЦИ. Значительная часть духовенства ЕЦИ стояла на позициях арабского национализма в его «светском» варианте, который сочетался с широким спектром политических доктрин. Так, арабы-англикане занимали ряд руководящих постов в Коммунистической партии Израиля.
В 1957 г. епископ в Иерусалиме получил титул архиепископа, поскольку в его ведении к тому времени находилось уже несколько епархий. Сам он при этом оставался под верховной юрисдикцией архиепископа Кентерберийского. Тогда же была создана отдельная епархия Иордании, Ливана и Сирии, для которой рукоположен первый в ЕЦИ епископ-араб Н. Кубайн.
Автокефалия
В 1974 г. главой Иерусалимской англиканской кафедры был назначен Р. Стопфорд, до этого много лет служивший епископом Лондонским. Он не принял титула архиепископа и именовался генеральным викарием; в его задачу входила подготовка ЕЦИ к автокефалии. На тот момент в Иерусалимской епархии было около 7,5 тыс. верующих – в основном арабы, но также англичане, американцы и евреи. Под руководством Стопфорда, которому помогал комитет из представителей англиканских церквей США, Ирландии и Австралии, структура ЕЦИ была полностью перестроена. Иерусалимская епархия получила юрисдикцию над англиканами Израиля, Палестины, Иордании, Ливана и Сирии, однако для более удобного управления в контексте арабо-израильского конфликта в Аммане должен был находиться подчинённый Иерусалиму епископ-ассистент, в сферу ответственности которого входили Иордания, Сирия и Ливан.
В 1976 г. ЕЦИ получила полную самостоятельность. На тот момент, помимо Израиля и соседних арабских стран, она включала англиканские общины в Иране, Ираке, Кувейте, странах Аравийского п-ова и Египта; англиканская церковь в Судане, прежде входившая в её состав как отдельная епархия, в 1976 г. также получила автокефалию. Новым епископом Иерусалима стал палестинский араб Фаик Хаддад, рукоположенный в архиерейский сан Стопфордом в 1974 г. как епископ-коадъютор. Однако Хаддад не стал ни архиепископом, ни примасом ЕЦИ. После провозглашения автокефалии сан архиепископа в ЕЦИ был упразднён. Предстоятель отныне именовался президентом Центрального синода, или епископом-президентом, и мог быть главой любой епархии ЕЦИ. Первым президентом стал епископ Ирана Х. Дехкани-Тафти.
Ввиду особой представительской важности Иерусалимской кафедры, в 2014 г. ЕЦИ решила, что епископ в Иерусалиме будет носить титул архиепископа. Этот титул – почётный, он не связан с должностью предстоятеля (президента) ЕЦИ. Архиепископ в Иерусалиме – единственный в Англиканском содружестве, который не является при этом главой церковной провинции.
Англикане в Иране и Ираке
Христианство на территории современных Ирана и Ирака существует с 1 в. н. э. Историческими церквами этих регионов являются Сиро-яковитская церковь, Армянская апостольская церковь и Ассирийская церковь Востока. В 16–19 вв. отдельные части этих церквей вошли в общение с Римско-католической церковью и признали юрисдикцию папы Римского. Таким образом, христиане Ирака и Ирана никогда полностью не утрачивали культурных связей с христианской Европой. Тем не менее все эти общины, и более всего ассирийцы, к началу 19 в. находились в глубокой изоляции и культурном упадке. Контакты с протестантскими, англиканскими и русскими православными миссионерами в этот период заново открыли странам западной цивилизации мир местного христианства. Политика европейских и американских церквей в этом регионе была различной. Пресвитерианские миссионеры из США после попыток «реформировать» Ассирийскую и Армянскую церкви изнутри перешли к политике открытого прозелитизма и создали в Ираке и Иране собственные церковные структуры. Православные и католики стремились к соединению с этими церквами через склонение их руководства к принятию соответственно православного или католического учения при сохранении местного церковного строя. Англиканские миссионеры, по крайней мере на уровне деклараций, не желали ни присоединения армян и ассирийцев к своей церкви, ни сближения с ними в вероучительной области, предпочитая оказывать местным христианам помощь в сферах образования и медицины. При этом и пресвитерианские, и англиканские проповедники вели миссионерскую работу среди мусульман региона. Эта миссия имела минимальный успех, однако вызывала ответные меры со стороны исламских властей, мишенью которых становились в числе прочих армяне и ассирийцы.
Первым англиканским миссионером в Иране был Г. Мартин, осуществивший перевод Нового Завета на фарси. Он прибыл в Шираз в 1811 г. и обратился к английским дипломатам после безуспешной попытки получить аудиенцию у шаха. В 1869 г. в стране начал работать проповедник ЦМО из Ирландии Р. Брюс (Bruce), основавший миссии в Джульфе и Исфахане. В конце 19 в. ЦМО открыло несколько миссий, при которых были школы и больницы, в Йезде, Ширазе и Кермане. С 1891 г. в Исфахане работала британская миссионерка и врач-самоучка М. Бёрд (Bird), очень много сделавшая как для развития системы здравоохранения в Иране, так и для улучшения положения женщин в этой стране. Её работу продолжила профессиональный врач И. Стюарт.
В 1877 г. на западе Британской Индии была создана епархия с центром в исторической столице Пенджаба – Лахоре. Первым епископом Лахорским стал опытный миссионер ЦМО Т. Френч. Он несколько раз посетил Иран, став первым англиканским архиереем, побывавшим здесь.
В 1912 г. в Иране открылась епархия Церкви Англии, первым главой которой стал епископ Ч. Стайлман. В 1961 г. епископом впервые стал иранец – Хассан Дехкани-Тафти. После Исламской революции 1979 г. англиканская община страны подверглась преследованиям. На Дехкани-Тафти было совершено покушение, после чего он покинул страну. В стране остался единственный англиканский священник – И. Моттахеда. После ухода на покой (2002) он на протяжении ещё двух лет был вынужден оставаться «временным епископом», и новый предстоятель был избран лишь в 2007 г. Новым епископом Ирана стал пакистанец А. Маршалл. В январе 2016 г. он оставил кафедру и вернулся в Пакистан. С того момента и доныне (данные на июнь 2021) иранские власти не позволяют назначить в страну нового англиканского епископа. В 2017 г. англиканскую общину Ирана возглавлял малайский священник А. Уолтерс, носивший титул генерального викария. Однако в 2019 г. иранские власти отказались продлить ему визу, и Уолтерс был вынужден покинуть страну.
Иранская епархия ЕЦИ имеет всего четыре храма – по одному в Исфахане, Джульфе, Ширазе и Тегеране.
В северной части современных Ирака и Ирана находился исторический регион проживания ассирийцев, принадлежавших к Ассирийской церкви Востока и Халдейской католической церкви, состоявшей в общении с Римом. Интерес Англиканской церкви к этому региону возник благодаря О. Рассаму, ассирийцу из Мосула, получившему образование в Великобритании и ставшему одним из крупнейших археологов и ориенталистов своего времени. В 1852 г. английский родственник Рассама Дж. Баджер издал в Англии свою книгу «Несториане и их обряды» («The Nestorians and their Rituals»). В результате возникшего со стороны англикан интереса к ассирийцам в 1885 г. на территории Северного Ирака, тогда входившего в Османскую империю, была открыта миссия Церкви Англии. Её участники принадлежали к англо-католической традиции и крайне отрицательно относились к любому вмешательству во внутренние дела Ассирийской церкви Востока. Миссионеры даже старались не носить западной одежды, чтобы не подвергать ассирийцев «культурному давлению». Миссия была закрыта в 1915 г. из-за начала Первой мировой войны 1914–1918 гг.
По состоянию на середину 2021 г. в Ираке существовал лишь один англиканский приход – церковь Святого Георгия в Багдаде. Он входит в епархию Кипра и Персидского залива ЕЦИ.
Англикане в странах Аравийского п-ова и на Кипре
Епархия Кипра и Персидского залива ЕЦИ была образована в 1976 г. На Аравийском п-ове и на Кипре англиканские общины состоят почти исключительно из проживающих там иностранцев. Кафедральный собор Святого Христофора находится в Бахрейне; другие храмы и приходы без собственной церкви существуют в ОАЭ (Абу-Даби, Джабаль-Али, Рас-эль-Хайма, Эль-Фуджайра, Шарджа), Кувейте (Эль-Ахмади), Омане (Маскат, район Руви; деревня Гала; Салала; Сухар), Катаре (Доха), Йемене (Аден, район Ат-Тавахи). На Кипре, который в 1915–1960 гг. находился под контролем Великобритании, действуют собор Святого Павла и церковь Святого Георгия в Никосии, храмы в Лимассоле, Пафосе, Ларнаке, Кирении, Фамагусте.
Современное состояние
Во главе Епископальной церкви в Иерусалиме и на Ближнем Востоке стоит епископ-президент, который также называется президентом Центрального синода (высшего соборного органа ЕЦИ). Он избирается из числа епархиальных архиереев и, занимая эту должность, продолжает управлять своей епархией. Церковь состоит из трёх епархий: Иерусалимской (Израиль, Палестина, Сирия, Ливан, Иордания), Кипра и Персидского залива (Кипр, Ирак, Кувейт и страны Аравийского п-ова) и Иранской (Иран).
ЕЦИ – административное объединение англиканских общин с разным происхождением и историей, и потому она не имеет самобытной богослужебной традиции. Тем не менее в ней широко используются классическая «Книга общественного богослужения» 1662 г. как основа англиканской идентичности, а также более современные богослужебные книги Церкви Англии. Язык богослужения чаще всего английский. В Иерусалимской епархии существуют арабоязычные общины.
ЕЦИ – одна из консервативных англиканских церквей. М. Анис, епископ-президент (2007–2017), был председателем «Глобального Юга». ЕЦИ состоит в общении с Англиканской церковью в Северной Америке. В 2018 г. делегация ЕЦИ участвовала в 3-й конференции ГАФКОН в Иерусалиме.
Количество верующих, по данным на 2014 г., составляло около 7 тыс. человек, большинство проживало в странах Иерусалимской епархии, в основном в Израиле, Палестине и Иордании. По состоянию на 2007 г. в этой епархии имелось 27 приходов, в которых служили 30 священников. Иерусалимская епархия содержит более 30 образовательных и медицинских учреждений, среди которых важное место занимает Колледж Святого Георгия в Иерусалиме, где обучаются священники и кандидаты в клир.