Проблема безбилетника
Пробле́ма безбиле́тника (англ. free rider problem; эффект безбилетника, проблема фрирайдера), ситуация, когда отдельные потребители общественных благ не вносят свой вклад в их обеспечение, надеясь, что это за них сделают другие участники социальных процессов. В результате каждый отдельный «безбилетник» поступает рационально с точки зрения минимизации собственных издержек и максимизации своей выгоды, но в долгосрочной перспективе, если безбилетников окажется слишком много, все потребители могут лишиться доступа к определённому благу. Так, если безбилетных пассажиров будет критически значимое количество, автобусный маршрут может стать нерентабельным и его отменят.
Идея о том, что люди мало заботятся об общем благе, если думают, что могут переложить издержки на других, была высказана Аристотелем в трактате «Политика» (Аристотель. 1983. С. 406). В начале 20 в. М. Рингельман показал, что при увеличении размеров группы занятых неким общим делом, продуктивность каждого из её членов начинает уменьшаться, поскольку каждый видит, что его усилия менее значимы для достижения результата, притом что шансы того, что его нерадивость будет обнаружена, снижается (Ringelmann. 1913). Наблюдая за студентами, перетягивающими канат, Рингельман обнаружил, что чем больше студентов участвовало в состязании, тем меньше усилий прилагал каждый из них. Открытый феномен был назван эффектом Рингельмана. В 1916 г. В. Парето в книге «Разум и общество» фактически сформулировал проблему безбилетника, показав, что поведение индивида, уклоняющегося от исполнения общеобязательных правил, экономически рационально, поскольку, получая значительную выгоду, он несёт минимальные издержки (Pareto. 1935. Р. 946–947).
В 1965 г. М. Олсон опубликовал работу «Логика коллективных действий», в которой усомнился в том, что группы людей с общими интересами в действительности будут слаженно действовать во имя достижения общих целей (Олсон. 1995. С. 2). Тем самым под вопросом оказывалась метафора «невидимой руки» А. Смита, лежащая в основе мировоззрения классических либералов и либертарианцев, поскольку равнодействующая усилий отдельных рациональных акторов вовсе не совпадала с общим благом коллектива.
В рамках теории игр проблема безбилетника может рассматриваться как частный случай «дилеммы заключённого» (Hardin. 1971; Hardin. 1982). Безбилетник, как и заключённый, получает максимальный выигрыш, когда ведёт себя бесчестно при условии, что другие игроки ведут себя честно. Разумеется, когда и остальные игроки начнут вести себя эгоистически, все участники игры окажутся в проигрыше.
В 1968 г. эколог Гарретт Хардин заговорил о смежной проблеме – «трагедии общин», имея в виду ситуацию, когда эгоистическое поведение одного из пользователей общих ресурсов даёт ему значительный выигрыш, что заставляет других копировать его поведение, а это ведёт к исчерпанию ресурса (Hardin. 1968).
Проблема безбилетника может служить аргументом против больших организаций и крупных коллективов, поскольку отдача от каждого из членов таких сообществ неизбежно падает. Соответственно, проблема безбилетника ставит под сомнение эффективность центрального планирования и централизованного управления экономикой и государством. Также проблема безбилетника предлагает аргументы против идеи универсальности механизмов рыночного регулирования, поскольку показывает, что рациональный индивид, действующий в личных интересах, не всегда действует в интересах общества.