#Экономические парадоксыЭкономические парадоксыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЭкономические парадоксыЭкономические парадоксыНайденo 13 статейНаучные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели Благо ГиффенаБла́го Ги́ффена, малоценный товар, который занимает значительное место в семейном бюджете, и для которого отсутствует равнозначный товар-заменитель. Величина спроса на благо Гиффена повышается по мере роста его цены. Хрестоматийное определение блага Гиффена связано с получившими известность наблюдениями шотландского статистика и экономиста сэра Р. Гиффена (1837–1910), исследовавшего реакцию ирландских бедняков на «Великий голод» 1845–1849 гг. В тот период из-за неурожая, существенно сократившего предложение картофеля, цены на него резко выросли. Однако, поскольку картофель в бюджете беднейшего населения Ирландии занимал очень большую долю и продолжал оставаться наиболее дешёвым продуктом питания, бедняки сознательно покупали его больше, хотя цена на этот продукт стала выше.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Парадокс бережливостиПарадо́кс бережли́вости, ситуация, при которой стремление больше сберегать не приводит к увеличению сбережений. Впервые парадокс бережливости сформулирован в 1892 г. Парадокс является следствием модели «кейнсианского креста» и формулируется следующим образом: «Попытка общества больше сберегать оборачивается в итоге прежним или даже меньшим объёмом сбережений». Для иллюстрации данного утверждения в рамках модели «кейнсианского креста» рассматривается ситуация, когда общество стремится больше сберегать и меньше потреблять, увеличивая автономные сбережения или предельную склонность с сбережению. Однако из-за снижения равновесного дохода объём сбережений остаётся на прежнем уровне или снижается.Экономисты Дитон АнгусДи́тон А́нгус (род. 1945), британо-американский экономист, лауреат Премии по экономике памяти Альфреда Нобеля за исследования в сфере потребления, бедности и благосостояния. Изучал неравенство, экономику развития, эконометрику, зависимость уровня счастья индивида от его дохода. Благодаря ему в центре внимания оказались возможности для сокращения экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами, а предметом исследования стали комплексные вопросы взаимосвязи глобального неравенства и экономики, демографии и здравоохранения.Научные эксперименты, проекты, программы Парадокс АллеПарадо́кс Алле́, первый и один из наиболее известных примеров противоречия индивидуального выбора теории ожидаемой полезности. Представляет собой мысленный эксперимент в отношении выбора между лотереями, результаты которого опровергают предсказания теории ожидаемой полезности. Парадокс Алле относится к семейству парадоксов, иллюстрирующих систематическое нарушение прогнозов упомянутой выше теории в рамках экспериментов, т. е. её неприменимость в реальных условиях. Автор парадокса М. Алле показывает, что в действительности экономический субъект не максимизирует ожидаемую полезность, а стремится к получению гарантированного выигрыша.Термины Экономические благаЭкономи́ческие бла́га, блага, которые имеются в распоряжении индивидов в ограниченном количестве и могут быть получены путём производства, требующего затрат редких (или ограниченных) экономических ресурсов. Могут быть измерены денежной мерой, выражающей как необходимые усилия для их производства, так и удовлетворяемые этими благами потребности. Будучи произведёнными, такие блага распределяются между людьми, а затем потребляются. Выделяют общественные (национальная оборона, охрана правопорядка, освещение улиц в городах, услуги кабельного телевидения, бесплатные автомобильные дороги, публичные библиотеки и др.) и частные (продукты, одежда, автомобили и т. д.) экономические блага.Многопрофильные организации Патентный тролльПате́нтный тролль (англ. Patent Troll), компания или предприниматель, чей бизнес состоит исключительно в получении лицензионных платежей за использование принадлежащих ему патентов. Владеет портфелем патентов (купленных у обанкротившихся фирм или у фирм, находящихся в кризисном положении), но не производит никаких товаров, не оказывает услуг и не проводит никаких исследований (обладают иммунитетом к встречным искам). При этом активно защищает свой патент, судясь с фирмами, использующими принадлежащие ему изобретения. Примерами патентных троллей можно назвать американские компании NTP Inc. и Intellectual Ventures. Компания MercExchange известна тем, что была официально названа патентным троллем Верховным Судом США. Для повышения доходов компании используют разные уловки, например подают ряд заявок на различные перспективные варианты развития технологии, сформулированные в самой общей и неконкретной форме («зонтичные патенты»), и ждут, пока кто-то создаст работоспособную реализацию (изобретение), чтобы предъявить ему иск.Термины Ловушка ликвидностиЛову́шка ликви́дности, ситуация в экономике, при которой в ответ на шоки традиционная денежно-кредитная политика не способна вернуть фактический выпуск на уровень, соответствующий потенциальному. Данная ситуация возникает, когда центральный банк оказывается не в состоянии стимулировать совокупный спрос, так как номинальные процентные ставки в экономике уже достигли нулевого уровня. Таким образом для населения становится безразличным выбор между альтернативами: хранить свои сбережения в наличной форме или на банковских депозитах.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Парадоксы спросаПарадо́ксы спро́са, увеличение спроса на некоторые дорогостоящие товары со стороны отдельных категорий потребителей при росте цен. Такой спрос преимущественно наблюдается при отсутствии ограничений клиента по платёжеспособности.Научные законы, утверждения, уравнения Эффект ГиффенаЭффе́кт Ги́ффена, экономическое явление, обозначающее исключение из закона спроса для товаров низшей категории, являющихся базовыми продуктами для потребителей с низким доходом. Эффект Гиффена был впервые упомянут английским экономистом А. Маршаллом как случай, когда бедные покупатели, вынужденные отказаться от покупок более качественных товаров, увеличивают, а не снижают объём покупок своего базового продукта, несмотря на относительное увеличение цены на него.Термины Парадокс Бертрана (в экономике)Парадо́кс Бертра́на, парадокс ценовой конкуренции в ситуации олигополии, когда даже двух фирм на рынке достаточно, чтобы они не получали экономической прибыли, назначая цену, равную предельным издержкам (подобно равновесию в ситуации совершенной конкуренции). Был открыт французским математиком, профессором Ж. Бертраном в 1883 г. Возникает при следующих предпосылках: компании реализуют однородный продукт, назначают цены одновременно и независимо друг от друга, могут легко менять объём выпуска; потребители знают об уровне цен, который предлагает каждый из продавцов, абсолютно рациональны, т. е. выбирают товар с наименьшей ценой; производители могут обеспечить полный выпуск, удовлетворяющий весь спрос при цене, равной предельным издержкам. Модель Бертрана редко реализуется на практике ввиду нарушения указанных предпосылок. 12