Психосексуальное развитие
Психосексуа́льное разви́тие, часть психического развития личности, в процессе которого формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация человека. Протекает в течение первых 20–25 лет жизни и заканчивается вступлением в период зрелой сексуальности.
Выделяют три этапа психосексуального развития, каждый из которых подразделяется на две фазы – выработка установки, научения и закрепления установки. Первая фаза на всех этапах психосексуального развития считается завершённой только при формировании внутренней готовности к реализации содержания данного этапа. Вторая фаза любого этапа психосексуального развития реализует внутренние установки первой фазы в виде игр, полоролевого поведения, реализации полового влечения в форме мастурбации, петтинга, полового сношения.
Внешние влияния, особенно микросоциальной среды – социальная изоляция, лишение общения со сверстниками, воздействие разнообразных, в том числе недостоверных и дезориентирующих, источников информации, а также отклоняющегося поведения ведут к искажению сексуальной ориентации, нарушениям реализации влечения.
Первый этап. Формирование полового самосознания, т. е. осознание собственной принадлежности к тому или иному полу (1–4 года). На этом этапе формируются сознание половой принадлежности себя и других людей, уверенность в её необратимости, после чего любые попытки изменить половое самосознание недостаточно эффективны.
Второй этап. Формирование стереотипа полоролевого поведения (4–9 лет). Выбор половой роли, соответствующей психофизиологическим свойствам ребёнка и идеалам маскулинности или фемининности окружающей микросоциальной среды. В этом возрасте интенсивной социализации ребёнка особая роль принадлежит отношению родителей друг к другу, к ребёнку и к окружающим.
Третий этап. Формирование психосексуальных ориентаций. Начинается в 7–10 лет, завершаясь к 20–25 годам вступлением в период зрелой сексуальности, для которого характерна регулярная половая жизнь с постоянным партнёром или супругом. Психосексуальные ориентации обусловливают в будущем индивидуальный выбор объекта влечения, особенности реализации влечения, определённой ситуации и набора действий, осуществляющих эффективное обеспечение половой жизни. Третий этап разделяют на три стадии соответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо. На каждой из них отмечаются те же две фазы (формирование установки и реализации), как и на предыдущих этапах психосексуального развития.
На протяжении всего психосексуального развития отмечается изменение соотношения роли биологического и социального в становлении человеческой сексуальности: биологическая детерминированность ослабевает, когда возрастает относительное значение социальных факторов, а на этапе становления психосексуальных ориентаций гормональный фон определяет только силу проявлений сексуальной активности. Нарушение или выпадение по тем или иным причинам любого из этапов психосексуального развития искажает течение последующих этапов и в итоге препятствует формированию зрелой сексуальности.