Четырёхчастная икона Благовещенского собора Московского Кремля
Четырёхча́стная ико́на Благове́щенского собо́ра Моско́вского Кремля́, произведение древнерусской иконописи, созданное между 1547 и 1551 гг.
Икону написали псковские мастера Останя, Яков, Михайло, Якушко, Семён Высокий Глаголь после московского пожара 1547 г. по заказу священнослужителей Благовещенского собора Московского Кремля. Она упоминается в документах Церковных соборов 1551 и 1553/1554 гг., в которых называются имена иконописцев и объясняются некоторые её сюжеты [Емченко Е. Б. Стоглав. Москва, 2000. С. 306; Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062 (1554) // Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время. Москва, 1996. С. 224–274]. В 17 в. икона стояла в местном (нижнем) ряду иконостаса Благовещенского собора по правую сторону царских врат. На рубеже 17–18 вв. её поместили на южную стену «в заворот», где она находится поныне.
Икона крупного размера (190 × 151 см) состоит из четырёх частей (клейм), разделённых широкими золотыми полосами разгранки, образующими крест. Клейма располагаются по кругу в следующей смысловой последовательности: слева сверху вниз (первая и вторая части) и справа снизу вверх (третья и четвёртая части). В каждой части несколько сюжетов, представленных многофигурными композициями, структурно организованными по-разному в верхних и нижних частях иконы. Клейма, наполняющие их композиции и отдельные образы имеют пространные надписи, основанные на Священном Писании и богослужебных текстах; в них даётся пояснение изображений.
Первое клеймо в верхней левой части иконы
На верхнем поле иконы сохранилась надпись чёрной краской: «В седьмый день почи Бог от дел своих» (Быт 2:2–3; паремийное чтение в среду первой седмицы Великого поста). В этой первой (ветхозаветной) части иконы символически представлено Сотворение мира и начало его истории. Волнистая линия с тремя плавными изгибами разделяет клеймо на две части – небесную и земную.
В небесной части помещены три сложные композиции, символизирующие Предвечный совет трёх божественных ипостасей Триединого Бога-Творца о создании человека, совершённый «прежде всех век». В центре – огненно-красная сфера с небесными силами; внутри неё в трёхслойной мандорле («славе») изображён возлежащий Бог Саваоф в белых одеждах. Справа от огненной сферы помещена сильно вытянутая заостренная мандорла с вписанной в неё крылатой фигурой Иисуса Христа, которого «помазует» (кропит) из сосуда Саваоф («Введение Христа во Вселенную»). Христос представлен обнажённым, в повороте к Богу Саваофу; Его руки с раскрытыми ладонями опущены, за плечами – крылья, их длинные перекрещивающиеся концы закрывают нижнюю часть фигуры и колени. Крылья Иисуса Христа символизируют Его роль как ангела – посланника Бога Отца на земле для исполнения предопределения Предвечного совета (вневременного замысла).
Слева от огненной сферы представлена композиция, повторяющая западную иконографическую схему «Престол благодати» (нем. Gnadenstuhl; «Святая Троица», «Отечество»). В мандорлу, аналогичную изображённой в правой части клейма («Введение Христа во Вселенную»), вписан крест с длинной средней перекладиной, выходящей за её границы. На кресте – обнажённый Иисус Христос. Его склонённая голова расположена на средокрестии, руки с раскрытыми дланями распростёрты на перекладине креста. Из-под рук Христа выходят ангельские крылья; перекрещиваясь, они закрывают нижнюю часть Его фигуры и колени. Позади креста помещена фронтальная фигура Бога Отца в белых одеждах, с разведёнными в стороны покровенными руками, поддерживающими перекладины креста. Эта композиция символизирует единосущность трёх божественных ипостасей, Предвечный совет Троицы об искуплении Сыном Божиим, принявшим человеческую плоть, первородного греха людского рода через распятие.
В нижней части клейма изображена новосотворённая земля, на которой, окаймлённая неровной линией реки, выделена часть суши («остров»), изменившейся после грехопадения Адама и Евы. В левой части расположено одухотворение Адама Господом, представленным в образе юного ангела в белых одеждах, с тройным «софийным» нимбом (нимбом Премудрости). Адам, получивший от Бога живую душу, показан ещё раз: стоящим за своей лежащей фигурой, с поднятыми в молитве руками. За спиной стоящего Адама в стрельчатой арке-обрамлении представлен Райский сад. Перед Раем, на белом фоне с деревьями, – Господь в образе ангела с «софийным» нимбом, в белых одеждах. Он благословляет Адама и Еву на жизнь в Раю. Их обнажённые фигуры плотно прижаты друг к другу.
К расположенному внизу земному «острову» с четырёх сторон, сверху и снизу, летят четыре ангела с длинными золотыми трубами. В верхней части «острова» слева – архангел Михаил; он шагает к сидящим Адаму и Еве и, согласно надписи, наставляет их на дела земные.
Ниже изображено первое злодеяние человека, принёсшего в сотворённый мир смерть. Внизу на берегу реки стоит Авель. За ним – стремительно бегущий Каин; он занёс над головой большой камень, готовясь бросить его в Авеля. На Каине верхом сидит коричневато-серый крылатый дьявол. Каин показан второй раз на ветвях дерева, упавший ниц и, согласно надписи, «трясущийся» от страха. Под деревом с Каином представлена сцена оплакивания убитого Авеля его родителями Адамом и Евой. В левой узкой части острова представлены разнообразные животные, пришедшие вслед за человеком на грешную землю.
Второе клеймо в нижней левой части иконы
Над нижней левой частью иконы на золотом фоне разгранки, образующей перекладину креста, нанесена киноварная надпись в три строки, основанная на догматике Великой вечерни накануне праздника Пятидесятницы и заключительной стихире на «Слава и ныне» (по преданию, творение византийского императора Льва VI Мудрого, 9 в.): «Приидите, людие, Трисоставному Божеству поклонимся». В тексте этого догматика, дающего в сжатой форме богословие о Святой Троице, раскрывается основное содержание Четырёхчастной иконы. В нижней левой части показано схождение Триипостасного Бога в сотворённый Им мир, Его воплощение и приближение к людям ради их спасения от первородного греха.
Композиция состоит из трёх иерархических ярусов. В верхнем ярусе – безвременный мир небесный; во втором – свершившийся во времени и пребывающий в вечности мир новозаветной истории, представленный тремя первыми деяниями Бога ради искупления людских грехов – Благовещением, Рождеством Христовым и Крещением Господним; в нижнем – изменчивый земной мир с достигшими святости праведниками и «ныне сущими» смертными. В центре верхнего яруса – восседающий в «славе» Триипостасный Бог в белых одеждах. Из лона Триипостасного Бога исходят три сине-зелёных луча, направленные к головам главных персонажей трёх композиций среднего яруса: к Богоматери в «Благовещении» и «Рождестве» и Христу в «Богоявлении». В третьем нижнем ярусе представлены «лики» (группы) святых; перед ними, на первом плане, молящиеся коленопреклонённые люди. В левой половине ряда – «лик» пророков, святителей и преподобных отцов, изображённых в рост. В правой половине ряда – «лики» апостолов, мучеников, мучениц и преподобных жён; группу святых справа возглавляют первоверховные апостолы Пётр и Павел. В левой половине ряда изображены коленопреклонённые монахи, расположенные тремя компактными группами. Справа три группы преклонивших колени светских лиц.
Третье клеймо в нижней правой части иконы
Над нижней правой частью иконы на золотом фоне разгранки расположена киноварная надпись в две строки: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный» (тропарь первой песни воскресного канона 4-го гласа, сочинённый Иоанном Дамаскином). Расположенные в трёх ярусах сюжеты, соответствующие трёхъярусному членению композиции в нижней левой части иконы, представляют собой иллюстрации текста этой молитвы. Они читаются справа налево и снизу вверх. В нижнем ярусе справа – «Положение во гроб» («Оплакивание»); левее – «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»).
Во втором снизу, среднем ярусе, соответственно тексту молитвы, слева изображён Рай с раскрытыми вратами. В Райском саду на белом фоне – Иисус Христос и Благоразумный разбойник. В правой половине среднего яруса – светло-зелёная гора. В горе – чёрная пещера преисподней, заполненная фигурами воскресших праведников с золотыми нимбами.
Третий верхний ярус представляет собой небесный свод. В его центре – композиция «Новозаветная Троица» («Сопрестолие»), вписанная в красную трёхслойную «славу». Слева и справа «славе» предстоят небесные силы – два огромных шестикрылых серафима. Слева и справа от серафимов – по три ангела в белых одеждах. Так образуется трёхчастная композиция, ассоциирующаяся с образом Святой Троицы.
Четвёртое клеймо в верхней правой части иконы
На верхнем поле расположена чёрная надпись: «Единородный Сыне и Слово Божие» (сохранилась фрагментарно). Первые слова надписи совпадают с начальными словами стихиры после второго антифона литургии (по преданию, творение императора Юстиниана I): «Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас». Но продолжение надписи и текста стихиры антифона разные. Содержание этой части иконы наиболее полно соответствует стихире 6-го гласа утрени Великой Субботы: «…И благослови Богъ день седьмый, сия бо есть благословенная суббота. Сей есть оупокоения день, воньже почи от всехъ делъ Своихъ Единородный Сынъ Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовавъ: и во еже бе, паки возвращься воскресениемъ, дарова намъ животъ вечный, яко единъ Богъ и Человеколюбецъ».
Верхняя правая часть иконы композиционно соотносится с верхней левой частью, разделяясь на две половины: верхнюю небесную – «будущего века» и нижнюю – преисподней. В центре верхней половины композиции изображена розовая небесная сфера, заполненная изображениями четырёхкрылых небесных сил (херувимов). На них восседает «Единородный Сын» Иисус Христос в облике вечно юного Еммануила. Он возносится в высшую небесную сферу – лоно Бога Отца (либо является миру, исходя из лона Саваофа), изображённого над Ним в белых одеждах. Слева и справа, по краям небесной части, – символические образы «Царства будущего века», основанные на текстах Апокалипсиса (Откр. 21). Справа – Святой град Иерусалим в виде высокого многоярусного античного здания, слева – Церковь Небесная в виде трёхглавого четырёхъярусного храма; перед зданиями-символами стоят ангелы. На золотом фоне между небесными сферами и архитектурными сооружениями помещены крупные фигуры ангелов, несущих на головах огромные диски – личины солнца и луны. Нижняя половина верхней правой части заполнена двумя горами с чёрными пещерами внизу. Между горами на золотом фоне – «Оплакивание Единородного Сына» («Не рыдай Мене Мати»). Справа в чёрной пещере преисподней изображена аллегория смерти: иссохший мертвец с косой в руке, сидящий на апокалиптическом звере. Тела мертвецов обоих полов и всех сословий заполняют дно преисподней и нижнюю часть горы слева от пещеры. Слева в пещере преисподней стоит крест с двумя параллельными верхними перекладинами и диагонально расположенной нижней. Древко креста попирает лежащего на спине поверженного сатану; справа над ногами сатаны группа обнажённых крылатых и хвостатых бесов в разнообразных позах. На широкой верхней перекладине креста сидит Иисус Христос в облике юного воина. Слева от креста – огромная фигура архангела Михаила, вонзающего в сатану копьё.
Иконография
Необычная для древнерусской церковной живописи иконография отдельных композиций и образов Четырёхчастной иконы и других символико-аллегорических («дидактических») произведений («Распятие в евангельских притчах», Музеи Московского Кремля; «Обновление храма Воскресения Господня», Третьяковская галерея) вскоре после их появления в Благовещенском соборе вызвала недоумение («сумнения») дьяка посольского приказа Ивана Михайлова Висковатого, который «вопил» о них в течение трёх лет, выступив сначала на Стоглавом соборе 1551 г., а затем изложил их в своём «списке» митрополиту Макарию. По приказу царя Ивана IV Васильевича все пункты этого «списка» были рассмотрены на Церковном соборе 1553/1554 г. и на каждое «сумнение» собор дал ответ. Эти документы (Акты, собранные ... Археографической экспедицией Императорской Академии наук. Т. 1. Санкт-Петербург, 1836. № 238. С. 241–246; Московские соборы XVI века // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Заседание 31-го мая, 1847 года Год 3. Москва, 1847. Отд. 2. С. 1–42; Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062 // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1858. Апрель–июнь. Москва, 1858. Кн. 2. Отд. 3: Материалы славянские. С. 224–274) являются важным историческим источником. Они показывают, как понимали Четырёхчастную икону и её образы традиционно мысливший (в соответствии с византийским догматом иконопочитания) учёный дьяк Иван Висковатый и его оппонент митрополит Макарий, сторонник символико-аллегорических иллюстраций богословских догм, богослужебных текстов и священной истории.
В соответствии с замыслом составителей иконографической программы Четырёхчастной иконы в ней последовательно раскрывается «Божественное домостроительство» – предначертанный Всевышним путь спасения сотворённого Им и отпадшего от Него людского рода через крестную жертву Сына Божия и преображения искуплённого человека в «новую тварь» для вечной жизни в единении с Богом. Эти же идеи определяют круг суточного и годового циклов богослужения. Поэтому образное содержание иконы прямо соотносится с таинством богослужения в его вселенской и эсхатологической сущности. Икона в целом, каждая её часть, регистр и образ имеют насыщенное ассоциациями богословское содержание. Она может быть названа «богословским трактатом о троичности, "выраженным в лицах"», в котором каждая часть являет «замкнутый цикл догматических представлений» и одновременно – «сжатое повествование об основных событиях Ветхого и Нового Завета, включая Апокалипсис» (Подобедова. 1972. С. 52). Основное догматическое содержание иконы раскрывается последовательным прочтением по кругу четырёх её частей – от начального акта «Божественного домостроительства» до его завершения.
Литературные источники, на которых основаны пространные надписи иконы, – богослужебные молитвы и песнопения, тексты Ветхого и Нового Заветов. «Измышленные» символические композиции вызвали недоумение дьяка Ивана Висковатого – защитника восприятия иконы как свидетельства Боговоплощения, моленного созерцательного образа. Неприемлемые для иконного образа, с его точки зрения, изображения [Господь Саваоф Ветхий Деньми; Христос в образе юного воина, сидящий наверху креста; распятый Христос с херувимскими крыльями «в лоне Отчем»; Бог Отец, «помазующий» (окропляющий из сосуда) Христа с херувимскими крыльями] были оправданы и истолкованы в ответах собора 1553/1554 г., составленных, вероятно, митрополитом Макарием, со ссылками на Священное Писание и отцов Церкви. По убеждению митрополита Макария, «изображение Бога по пророческим видениям имеет ту же силу свидетельства, что и образ воплощения», они не видели между ними принципиальной разницы (Успенский. 1989. С. 258).
Иконографические прототипы, образцы композиций и отдельных изображений Четырёхчастной иконы почерпнуты из трёх основных источников: бо́льшая часть – из древнерусской живописи (в том числе из иллюминированных рукописей) 15 – 1-й половины 16 вв., а также из латинских книг, интерпретированных русскими иконописцами, и из западноевропейских иллюстрированных книг, приходивших на Русь непосредственно с Запада. Третий источник – церковное искусство балканских стран (включая Афон), в котором переплетались и православные, и западные иконографические элементы, мотивы итало-критской и ренессансной живописи.
Икона создана по продуманной иконографической программе, составленной, по всей вероятности, самим митрополитом Макарием, возможно, совместно с псковскими иконописцами. Она является богословским «трактатом», предназначенным для внимательного прочтения и богословского осмысления при царском дворе. Однако далеко не все представители учёного православного общества того времени могли понять заимствованные от латинян и «измышленные» иконописцами зрительные образы. Инок Зиновий Отенский, дьяк Иван Висковатый и другие традиционно мыслившие учёные мужи видели в подобных произведениях неприемлемое для русской иконописи «латинское мудрование».
Несмотря на то что образы и сюжеты иконы были одобрены Церковным собором 1553/1554 г., она никогда не копировалась целиком, с неё не было сделано ни одного списка, в отличие от других кремлёвских икон. Повторялись лишь отдельные её части и образы.
Среди сохранившихся произведений Четырёхчастная икона представляет вершину иконописного стиля, который утвердился в придворной среде и определял столичную школу живописи на протяжении 1550-х – 1560-х гг.