#Русские иконы середины 16 – 17 веков
Русские иконы середины 16 – 17 веков
Тег

Русские иконы середины 16 – 17 веков

Русские иконы середины 16 – 17 веков
Найденo 8 статей
Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона. Лицевая сторона. 1-я треть 12 в.
Произведения живописиПроизведения живописи
Иллюстрации сюжетов сказаний о Владимирской иконе Божией Матери в лицевых летописях и иконах
Иллюстрации сюжетов сказаний о Владимирской иконе Божией Матери в лицевых летописях и иконах. Первые изображения сюжетов сказания «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» появились в лицевой (т. е. иллюстрированной) Радзивиловской летописи (конец 15 в.). Две миниатюры представляют события, описанные в статьях 1155 г. [принесение иконы из Царьграда (Константинополя, ныне Стамбула), украшение её золотым окладом и поставление во владимирском Успенском соборе] и 1164 г. (победоносный поход князя Андрея Юрьевича Боголюбского на Волжскую Булгарию). На третьей миниатюре изображено явление князю Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо и его дружине Владимирской иконы Божией Матери у Суздаля.
Произведения живописи
Четырёхчастная икона Благовещенского собора Московского Кремля
Четырёхча́стная ико́на Благове́щенского собо́ра Моско́вского Кремля́, произведение древнерусской иконописи. Создана между 1547 и 1551 гг. На иконе – изображения «В седьмый день почи Бог от дел своих…», «Приидите, людие, Трисоставному Божеству поклонимся…», «Во гробе плотски…», «Единородный Сыне и Слово Божие…». Хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Икона четырёхчастная, с изображениями: «Почи бог в день седьмый», «Единородный сыне», «Приидите людие...» и «Во гробе плотски...». Псков. 1547–1551
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Ярославская школа
Яросла́вская шко́ла, одна из наиболее значительных школ русского искусства в 17–18 вв.; сложилась в Ярославле и его округе с развитием торговли в Верхнем Поволжье. Архитектурная школа зарождается в 1620 – 1640-х гг. (церковь Николы Надеина, 1620–1622) и достигает расцвета после 1658 г. (церковь Илии Пророка, 1647–1650; церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, 1671–1687). В 1640 – 1690-х гг. в декорации фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрик, изразцы (церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649–1654). Расцвет ярославской школы в иконописи с её особой повествовательностью и эмоциональностью, тёмным колоритом приходится на 1640 – 1710-е гг. (росписи в Успенском соборе Московского Кремля 1642–1644).
Церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. 1649–1654
Термины
Мерная икона
Ме́рная ико́на, русский тип иконы, существовавший во 2-й половине 16 – начале 20 вв. Её размер определялся мерками новорожденного, с которого снимали «долготу роста» и ширину плечиков. На мерных иконах изображали небесного покровителя младенца. Первые такие образы создавались для членов царской семьи, например для сыновей Ивана IV Васильевича – царевичей Ивана, Фёдора и Дмитрия (все – Музеи Московского Кремля). Впоследствии традиция заказывать мерные иконы распространилась среди представителей аристократии.
Мерная икона «Мученица Наталия Никомедийская, с преподобным Антонием Великим в молении образу Богоматери Тихвинской». Ок. 1714
Произведения живописи
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Иконоста́с Благове́щенского собо́ра Моско́вского Кремля́, комплекс произведений византийской и русской живописи 14–19 вв. Создан после Московского пожара 1547 г., в котором погибло всё ранее существовавшее внутреннее убранство Благовещенского собора. Согласно версии, обоснованной в 1980-е гг. Л. А. Щенниковой, иконы деисусного ряда созданы в 4-й четверти 14 в. выдающимся византийским мастером, возможно Феофаном Греком, с русскими помощниками (к наследию византийского мастера могут быть отнесены иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст»); иконы праздничного ряда могли быть созданы в 1410-е гг. двумя или тремя русскими иконописцами. Новгородскими, псковскими и московскими иконописцами выполнены иконы пророческого и праотеческого рядов, несколько больши́х икон местного ряда. В 1817 г. написаны новые иконы-таблетки. В 1896 г. по рисункам Н. В. Султанова изготовлен шестиярусный оклад для иконостаса. Донская и Пименовская иконы Божией Матери переданы из собора в Третьяковскую галерею.
Московский Кремль. Благовещенский собор. Иконостас