Бурлак Иван Павлович
Бурла́к Ива́н Па́влович (настоящая фамилия Стрельцов) [6(18).1.1893, село Алексеевка Новооскольского уезда Курской губернии, ныне Новооскольского района Белгородской области – 21.9.1964, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский певец (баритон), народный артист РСФСР (1951).
Родился в крестьянской семье. Учился на высших музыкально-драматических курсах при Московской консерватории и на теоретическом отделении консерватории. В 1914 г. сдал экстерном экзамен в Московском синодальном училище церковного пения на звание хормейстера, после чего был приглашён на должность хорового дирижёра в Харьковский театр оперы и балета. Благодаря вокальным данным (сильному, свободному, от природы поставленному голосу выразительного тембра) вскоре стал солистом Харьковской оперы.
В 1921–1955 гг. солист московского Большого театра. Исполнял как драматические, так и лирические и лирико-драматические партии. Лучшие среди них: Риголетто (одноимённая опера Дж. Верди), Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Дон Жуан (одноимённая опера Моцарта), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Валентин и Меркуцио («Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Марсель («Богема» Дж. Пуччини). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Бурлак оставался в Москве, выступал в филиале Большого театра. В этот период добавил к своему репертуару партии Евгения Онегина и Елецкого («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Жермона («Травиата» Верди). Создал ряд образов в операх советских композиторов: «Декабристы» В. А. Золотарёва (Трубецкой), «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (Панталон), «Тупейный художник» И. П. Шишова (Аркадий), «Прорыв» С. И. Потоцкого (Фёдор Клёнов), «Поднятая целина» И. И. Дзержинского (Нагульнов). Всего за годы работы в Большом театре исполнил 48 партий.
Выступал как концертный певец, пел арии из опер, романсы и песни П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. Е. Варламова и др., старинные романсы, русские народные песни. Исполнение отличалось непосредственностью, искренностью, безупречным художественным вкусом. Много гастролировал по городам СССР. Оставив сцену, работал (с 1955) режиссёром и педагогом вокальной группы Всероссийского гастрольно-концертного объединения.
Среди аудиозаписей с участием Бурлака: оперы «Севильский цирюльник» Россини (1951), «Дон Паскуале» Г. Доницетти (1950), «Фауст» (1948) и «Ромео и Джульетта» Гуно (1947, 1948), «Богема» Пуччини (1954), «Лоэнгрин» Р. Вагнера (1956), «Манон» Ж. Массне (1948, 1-е действие), сцена «Масленичное гулянье» из оперы А. Н. Серова «Вражья сила» (1947), оперные арии, русские романсы, советские песни. На фирме «Мелодия» издана сольная грампластинка (1978).