Жиро Жан
Жиро́ Жан, Жан Анри Гастон Жиро [Jean Giraud, Jean Henri Gaston Giraud; псевдонимы: Жир (Gir) и Мёбиус (Mœbius, Moebius)] (8.5.1938, Ножан-сюр-Марн близ Парижа – 10.3.2012, Париж), французский автор комиксов, художник-иллюстратор, сценарист и художник-оформитель кинофильмов, мультфильмов и видеоигр. Один из крупнейших мастеров французско-бельгийской традиции «высокого» комикса, создатель визуальных и сюжетных канонов фантастики и киберпанка.
Рос в семье деда и бабушки, занимался рисованием по мотивам увиденных в кинотеатре вестернов, книг Ж. Верна и Дж. Лондона.
Учился в Высшей школе прикладных искусств Дюперре в Париже (1954–1955), которую не окончил из-за отъезда к матери в Мексику. Ландшафты пустынь этой страны и Алжира (проходил там военную службу по призыву; возвращался в Мексику в 1965 и 1972) оказали большое влияние на Жиро наравне с произведениями авторов научной фантастики А. Азимова, Р. Брэдбери, Р. Хайнлайна, А. ван Вогта.
По возвращении из Мексики во Францию в 1956 г. выпустил первый подписанный им как автором комикс – юмористический вестерн «Фрэнк и Джереми» («Frank et Jérémie») в журнале Far West. Работал рисовальщиком в журналах комиксов, художником в католическом издательстве Fleurus (1956–1958). В 1959–1960 гг. по призыву служил в частях французских вооружённых сил в Алжире и в Германии, был иллюстратором армейского журнала 5/5. Демобилизовавшись, в 1961–1962 гг. совместно с Ж.-К. Мезьером иллюстрировал «Энциклопедию истории цивилизации» («L'Histoire des civilisations») издательства Hachette. В 1961 г. Жиро – сотрудник и ученик бельгийского художника комиксов Ж. Жиллена (работал под псевдонимом Жиже), который в 1963 г. рекомендовал его как рисовальщика в ведущее франкоязычное профильное издание, журнал комиксов Pilote.
В этом журнале в 1963 г. началась публикация ставшей классикой жанра вестерн в комиксах серии «Blueberry», созданной в соавторстве с издателем Pilote, бельгийским сценаристом Ж.-М. Шарлье. Характерную штриховку кистью отличает высокая степень детализации, но в комиксе также есть «грязь» рваного штриха в духе кинематографа «новой волны» и спагетти-вестернов, также определивших неидеальность главного героя, Стива Блуберри. Это урождённый южанин, лейтенант армии северян в период Гражданской войны в США 1861–1865 гг., «срисованный» с Ж.-П. Бельмондо, любитель алкоголя и азартных игр, поборник справедливости; в отличие от других героев комиксов-вестернов (например, «Счастливчик Люк» М. де Бевера), Блуберри стареет от альбома к альбому. В 1963–2005 гг. Жиро выпустил под псевдонимом «Жир» 28 альбомов об этом персонаже (после смерти Шарлье в 1989 художник также взял на себя роль сценариста), в 2004 г. вышел кинофильм «Блуберри» (режиссёр Я. Кунен, в главной роли В. Кассель). В серии комиксов схожего рисунка и содержания «Приключения Джима Катласса» («Une aventure de Jim Cutlass», 1979–1999; 7 альбомов, сценарист 1-го – Шарлье, затем изобразительной частью занялся К. Росси, а Жиро выступил автором сценария, во 2-м альбоме совместно с Шарлье, далее – самостоятельно) Жиро ненадолго вернулся к использованию своего настоящего имени, под ним же он иллюстрировал «классическую» научно-фантастическую литературу издательства Opta (1969) и детский фэнтези-комикс «Главный кристалл» («Le Cristal Majeur», 1986; по сценарию М. Бати).
В 1970 г. Жиро познакомился с чилийским кинорежиссёром А. Ходоровски, создал афишу к его фильму-вестерну «Крот» («El Topo», 1970), через него сошёлся с «эзотерическими» кругами, расширив свой сюжетный репертуар, но также попав в конце 1970-х гг. под влияние «гуру» Ж.-П. Аппеля-Гери (Иоса).
Уже в 1963–1964 гг. Жиро использовал второй псевдоним, «Мёбиус»: под этим именем вышла 21 сатира в журнале Hara Kiri, где привычная штриховка и знакомые элементы-затравки сочетались со «сбитой» перспективой и сюрреалистическими фантазиями. В 1973 г. он возвратился к подобному сочетанию и всё ещё за подписью «Жир» выпустил в журнале Pilote рассказ «Объезд» («La Déviation»; семейный отпуск альтер-эго автора приводит в непоказанные на карте биоморфные ущелья и к великану, усыпить которого удаётся декламацией фрагментов книги «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла). За ним последовали короткие комиксы-новеллы, подписанные «Мёбиус»: «Хорош ли человек?» («L’Homme est-il bon?», 1974), «Белый кошмар» («Cauchemar blanc», 1974; стал основой одноимённого фильма М. Кассовица, 1991) и «Безумный Бандард» («Le Bandard fou», 1974), а также рисунки по роману С. Р. Дилейни «Вавилон 17» (1973). Лёгкий контурный рисунок переднего плана образовал с фоном единый «ковёр» изображения, появились характерные утрированные формы (одеяния до земли, высокие шапки, носатые маски и др.). Аналогичной задумывалась и оставшаяся нереализованной экранизация (1974–1976) романа «Дюна» Ф. Герберта (режиссёр А. Ходоровски, а С. Дали и М. Джаггер в качестве актёров, в работе как художник также участвовал Г. Р. Гигер). Жиро создал дизайн скафандров и различных машин и механизмов, а также раскадровку ленты: эскизы затем разошлись по рукам и оказали влияние на эстетику киберпанка.
Для публикации произведений на грани рисованной научной фантастики, ужасов и эротики в 1975 г. Жиро основал издательство Les Humanoïdes Associés, выпускавшее журнал Métal Hurlant («Воющий металл»). От его американской версии, журнала Heavy Metal («Тяжёлый металл»), произошло прозвище «металлисты» для публиковавшихся там художников и их почитателей.
Своей вершины сюрреалистическая линия работ Жиро достигла в 1975–1976 гг. в серии «Арзак» («Arzach»; с вариантами «Arzak», «Arzach», «Harzac», «Harzach», «Harzack»; продолжение в 2010) без начала, развития сюжета и развязки, а в первом выпуске – даже без слов. Она повествует о полёте героя над планетой «Б» на чайкообразном птеродактиле. В серии окончательно сложился новый авторский стиль Жиро – с мелкими штрихами и выделенным контуром фигур, использованием чёрного перьевого рисунка и яркой раскраски, чаще всего гуашью; это истории-метаморфозы с открытым даже для их автора финалом, основанные на зарисовках «подсознательного» во время бесед с гостями, в поездках и т. д.
В 1976 г. вышли комикс «Долгое завтра» («The Long Tomorrow», 1976; сценарист Д. О’Баннон), детективная история о мегаполисе будущего, ставшая основой для фильмов и романов в русле киберпанка конца 1970-х – начала 1980-х гг., а также первые части рассказа о похождениях майора Грубера, тайно инспектирующего миры, им самим не очень удачно созданные (альбомы в 1979–2011; при первой публикации в газете France Soir героя звали Ваня Бувэ) во вселенных, вложенных одновременно в астероид в созвездии Льва – и в гараж Джерри Корнелиуса, персонажа произведений английского писателя М. Муркока, основоположника «новой волны» научной фантастики. Запутанность и прерывистость эпизодов «Герметичного гаража Джерри Корнелиуса», позволяющая и даже обязывающая к многочисленным индивидуальным трактовкам последовательности событий порой в пределах одной страницы, произвела переворот в подаче «визуальных историй». Жиро видел в ней противоядие от закостенения однозначно трактуемого изображения.
Совместно с А. Ходоровски как сценаристом Жиро создал комикс «Глаза кошки» («Les yeux du chat», 1978) и серию «Инкаль» («Incal», с 1980; 6 альбомов, 1981–1988), в определённом смысле заменившую нереализованный фильм «Дюна» и ставшую одним из основополагающих образцов киберпанка. Фантастический триллер, сказка, социальная критика и любовная линия в приключениях маленького частного детектива Джона Дифула в космическом, в значительной степени техногенном мире переходят друг в друга наподобие ленты Мёбиуса, и финал совпадает с началом истории. Тогда же Жиро разработал дизайн скафандров и технических устройств для кинофильма «Чужой» (1979) Р. Скотта [использованы и в дальнейшем вплоть до лент «Прометей» («Prometheus», 2012) и «Чужой: Завет» («Alien: Covenant», 2017), выпущенных без участия Жиро]. Им создана общая визуальная концепция кинофильма «Трон» («Tron», 1982; режиссёр С. Лисбергер), а в мультфильме «Властелины времени» («Les Maîtres du Temps», 1982; режиссёр Р. Лалу) Жиро работал и как сценарист, и как художник.
Ещё в 1980 г. Жиро уехал из Парижа в город По, в 1983 г. переехал в коммуну «Французского общества дзен-буддистов» Ж.-П. Аппеля-Гери (Иоса) на Таити: проповедь грядущей гибели Земли и спасения сектантов инопланетянами, которую вёл этот гуру, совпала с темами собственных работ художника, в то же время руководство секты монетизировало его известность.
С 1983 г. создавалась единственная серия по собственному сценарию Жиро, «Эденский мир» («Le monde d’Edena»; альбомы выходили в 1983–2001) – о приключениях вначале бесполой, затем обретающей половые различия, расстающейся и пытающейся воссоединиться пары во Вселенной. Темы сновидений, здоровья, организации общества, добра и зла, сатира на Иоса сочетаются с новой манерой рисунка с минимальной детализацией.
Покинув секту в 1985 г., Жиро переселился в Лос-Анджелес, где создал визуальные концепции фильмов «Ива» («Willow», 1988; режиссёр Р. Говард, сценарист и продюсер Дж. Лукас) и «Бездна» («The Abyss», 1989; режиссёр Дж. Кэмерон); в мультфильме «Малыш Немо» («Little Nemo», 1989; режиссёры Хата Масами, У. Т. Хёрц) он выступил как художник и как сценарист. В 1988–1989 гг. в издательстве Marvel Comics вышел комикс Жиро по сценарию С. Ли о супергерое Серебряном сёрфере («Silver Surfer» № 1–2), на который возлагались существенные надежды по обновлению американской индустрии комиксов.
В 1989 г. Жиро вернулся в Париж, работал над дизайном видеоигр «Fade to Black», «Panzer Dragoon» (обе – 1995), а также над обликом игроков в «Pilgrim: Faith as a Weapon» [1998; по сценарию П. Коэльо на основе его романа «Дневник мага» («Паломничество»)]. В 1999 г. в торговом центре компании Sony в Сан-Франциско, «Метреон», Жиро оформил этаж видеоигр «Герметический гараж» («Airtight Garage», не сохранился).
В 1990 г. художник основал издательство Stardom (с 1997 Moebius Production), которое проводило его выставки (в том числе в рамках экспозиции «История французского комикса» на международном фестивале комиксов «КомМиссия» в Москве, 2003) и публиковало черновики, подосновы и не вошедшие в основные издания материалы: «40 дней в пустыне Б или стратегия забвения» («40 jours dans le desert B: ou la strategie de la démence», 1999), серию «Внутри Мёбиуса» («Inside Moebius», 6 томов перевыпущенных комиксов и черновиков, 2005–2010).
В 1997 г. совместно с Ж.-К. Мезьером создал общую визуальную концепцию и облик действующих лиц кинофильма «Пятый элемент» («Le Cinquième Élément»; режиссёр Л. Бессон). Как режиссёр и сценарист выпустил мультипликационные фильмы «Рапсодия Арзака» («Arzak Rhapsody», 2003) и «Планета Ещё» («La Planète Encore», 2010). В это время попал под влияние проповедника веганизма Г.-К. Бюрже: следование его идеям фатально подорвало здоровье Жиро.
Ж. Жиро – автор рекламных кампаний и отдельных плакатов для джинсов Lois Jeans & Jackets (1978), автомобилей Citroën («На звезде, круиз Ситроэна», «Sur l’Etoile, une Croisière Citroën», 1983), кофе Maxwell House (1989), магазинов Fnac (2007 и др.), модного дома Hermès («Путешествие Гермеса», «Le Voyage d'Hermès», 2011). Откликался в плакатах на политические события («Белый кошмар», посвящён проблеме расизма, 1974; «Стена», посвящён падению Берлинской стены, 1990). Выполнил иллюстрации к роману «Алхимик» («Alquimista») П. Коэльо (1998), к части «Рай» «Божественной комедии» Данте Алигьери (по заказу галереи Nuages в Милане; выставка, 1999).
Работы Жиро значительно повлияли на культуру конца 20 – начала 21 вв., в том числе на кинорежиссёров Ф. Феллини (ввёл персонаж «Мёбиус» в знак благодарности за его творчество в фильм «Казанова Федерико Феллини», «Il Casanova di Federico Fellini», 1976), Дж. Лукаса (пейзажи из фильмов серии «Звёздные войны», с 1977; основаны на комиксах «Арзак»), Р. Скотта (фильм «Бегущий по лезвию», «Blade Runner», 1982; следует сюжету и образам из комикса «Долгое завтра»), Дж. Кэмерона («Аватар», «Avatar», 2009), режиссёра анимационного кино Миядзаки Хаяо (комикс «Арзак» стал основой для манги «Навсикая из Долины ветров», 1982, и одноимённого анимационного фильма, 1984), писателей У. Гибсона (роман «Нейромант», «Neuromancer», 1984; та же основа) и Н. Геймана.
Жизни и творчеству Жиро посвящена документальная лента «Мёбиус возвращённый: жизнь в картинках» [«Moebius Redux: A Life in Pictures» («В поисках Мёбиуса», «In Search of Moebius»), 2007; режиссёр Х. Бауман].
Ж. Жиро – командор ордена Искусств и литературы (2011) и кавалер ордена Заслуг (2011; оба – Франция). В 2018 г. «Жиро» назван астероид № 109435.
Дочь Элен Жиро (род. 1970) – режиссёр и сценарист анимационных фильмов.