Выборная должность
Вы́борная до́лжность, должность, замещение которой осуществляется путём избрания лица на основании закона или иного нормативного правового акта непосредственно населением, депутатами представительного органа, трудовым коллективом, членами или участниками общественного объединения, конференцией представителей трудового коллектива, съездом (конференцией) представителей общественного объединения и др.
Выборные должности занимают Президент РФ, председатели Совета Федерации и Государственной Думы РФ, их заместители, депутаты Государственной Думы РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ (Винокуров. 2019. С. 54), общественные деятели в политических партиях, общественных, научных, образовательных и творческих организациях, учреждениях и объединениях, органах местного самоуправления. Выборность должностей, с одной стороны, служит гарантией обеспечения их связи с гражданами страны, административно-территориальных образований, иных организаций, учреждений и объединений, с другой стороны – создаёт условия для участия граждан и организаций в различных сферах общественной жизни посредством осуществления контроля над избранными должностными лицами.
Правовой статус выборного лица определяется Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (Назарова. 2018. С. 41), уставами, положениями и иными нормативными правовыми актами, определяющими правовой статус государственных и негосударственных организаций, например, федеральными законами от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» регламентируется комплекс полномочий выборного лица, определяются цели и задачи выборной должности, вопросы контроля, отчётности и ответственности лица, а также порядок его избрания и утверждения.
В субъектах РФ высшее должностное лицо избирается гражданами, проживающими на территории данного субъекта РФ, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституцией, уставом, законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФ наделяется соответствующими полномочиями путём голосования депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по кандидатуре, представленной Президентом РФ (части 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 21 декабря 2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»). Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и избирается на муниципальных выборах (ст. 55 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 «Устав города Москвы») либо представительным органом муниципального образования из своего состава [например, п. 4 ст. 40 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (принят решением Симферопольского горсовета от 13 ноября 2014 № 61)].
В организациях с различной организационно-правовой формой собственности состав органов управления формируется выборными должностями, которые наделяются определёнными полномочиями, правами и обязанностями. В хозяйственных товариществах и обществах нередко избирается единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и др.), другие должностные лица. Выборные лица, выполняющие гражданские или иные функции, избираются посредством проведения открытых конкурсов (например, в высших учебных заведениях и научных учреждениях), соревнований между претендентами на избрание.
В соответствии со ст. 172 Трудового кодекса РФ лицам, освобождённым от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливаются гарантии, соответствующие статусу и порядку деятельности указанных лиц.
Выборные должности широко предусмотрены также законодательством зарубежных стран. Например, в Республике Беларусь правовой основой реализации волеизъявления граждан является Избирательный кодекс, в котором изложены принципы проведения в стране выборов всех уровней (президентских, парламентских, в местные органы государственной власти и самоуправления) на основе всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь.