Электронное голосование
Электро́нное голосова́ние, голосование с использованием электронных средств для подачи и/или подсчёта голосов избирателей.
Электронное голосование является результатом развития и совершенствования информационных телекоммуникационных технологий и их проникновения в различные сферы общественной жизни. Использование электронного голосования обусловлено стремлением национальных властей придать процедуре голосования дополнительное удобство и обеспечить автоматизацию избирательного процесса.
На международном уровне основные требования к процедуре электронного голосования установлены Рекомендацией CM/Rec (2017) 5 Комитета министров Совета Европы государствам-членам по стандартам электронного голосования. В указанном документе подчёркивается, что электронное голосование должно соответствовать общим принципам проведения демократических выборов и референдумов.
Традиционно выделяется два основных вида электронного голосования:
электронное голосование в помещении для голосования (на избирательных участках);
дистанционное электронное голосование.
Электронное голосование в помещении для голосования
Электронное голосование в помещении представляет собой форму голосования на выборах и референдумах без использования бюллетеней на бумажном носителе, с применением разнообразных технических средств, включая бюллетени, подготовленные в электронном виде программно-техническими средствами.
Как правило, в ходе проведения выборов и референдумов используются следующие виды технических средств, обеспечивающих электронное голосование (Лысенко В. И. Электронное голосование избирателей на выборах и референдумах: зарубежный опыт):
технические средства подсчёта голосов на основе использования сенсорных технических средств голосования (комплексы электронного голосования) с подтверждением волеизъявления избирателей на бумажных носителях либо без таковых;
технические средства подсчёта голосов на основе сканеров бумажных избирательных бюллетеней (комплексы обработки бумажных избирательных бюллетеней);
сканеры избирательных бюллетеней для подсчёта избирательных бюллетеней (голосов избирателей) непосредственно членами участковых избирательных органов на основании бумажных избирательных бюллетеней, заполненных избирателями.
Впервые электронное голосование в помещении для голосования с использованием перфокарт и компьютеров для подсчёта голосов было применено на первичных президентских выборах в США в 1964 г. (Курячая. 2017. С. 32).
Дистанционное электронное голосование
Дистанционное электронное голосование представляет собой форму голосования на выборах и референдумах с использованием специального программного обеспечения, которое не требует присутствия избирателя в помещении для голосования.
Дистанционное электронное голосование может осуществляться в следующих формах (Григорьев. 2020. С. 99):
голосование с использованием публичных сетей общего доступа, таких как Интернет;
голосование с помощью средств интерактивной связи;
голосование при помощи сотовой телефонной связи.
Одним из первых государств, которое начало использовать дистанционное электронное голосование на постоянной основе, стала Эстония. С 2005 г. в Эстонии с применением дистанционного электронного голосования проводятся выборы различных уровней: органов местного самоуправления, национального парламента и Европейского парламента (Трыканова. 2010. С. 32). Наблюдается тенденция к постепенному увеличению числа избирателей, использующих дистанционное электронное голосование. На парламентских выборах 2007 г. 5,5 % избирателей голосовали удалённо, а в 2019 г. – уже 44 %.
Применение различных форм и способов электронного голосования на выборах и референдумах имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами голосования. К их числу относятся:
предоставление избирателям возможности голосовать вне избирательных участков и помещений для голосования;
упрощение участия в выборах и референдумах граждан, проживающих или находящихся за границей;
расширение доступа к процессу голосования для избирателей с ограниченными возможностями;
повышение явки на выборы путём предоставления дополнительных способов голосования;
приведение голосования в соответствие с уровнем развития общества и продвижение новых технологий в качестве средства коммуникации и участия граждан в демократических процессах;
снижение общих затрат на организацию и проведение выборов или референдумов;
более достоверное и оперативное обнародование результатов.
В то же время практика использования дистанционного электронного голосования в различных государствах мира показала существование ряда рисков, связанных с обеспечением стандартов демократических выборов. Среди указанных рисков можно выделить следующие:
нарушение принципа личного голосования и свободы волеизъявления в процессе дистанционного электронного голосования;
возможность вмешательства в системы обработки голосов избирателей, поданных при помощи дистанционного электронного голосования;
нарушение тайны голосования;
нарушение гласности и транспарантности избирательного процесса посредством осуществления наблюдения со стороны как непосредственных участников избирательных кампаний, так и общественности;
усложнение процедуры обжалования результатов выборов в судебном порядке (Гриценко. 2020. С. 43–47).
Указанные риски заставили ряд государств установить мораторий на применение дистанционного электронного голосования в избирательном процессе (например, Германия в 2005 при применении устройств для голосования определённого типа; Ирландия в 2003).
Электронное голосование в России
Применение электронного голосования в РФ изначально носило экспериментальный характер и не имело юридически обязательного значения. Устройства для обработки бюллетеней использовались на выборах губернатора Ленинградской области в 1996 г., губернатора Челябинской области в 2000 г.; на выборах органов местного самоуправления Ленинградской области 1996–1999 гг. и депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга в 1998 г.; на выборах органов местного самоуправления Элисты в 1997 г. (Федоров. 2021. С. 150). Первый эксперимент по проведению дистанционного электронного голосования (электронного опроса избирателей) был проведён в 2008 г. в г. Новомосковск Тульской области (Митин. 2008. С. 28).
Законодательное оформление процедуры электронного голосования впервые было осуществлено в 2005 г. путём внесения поправок в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Закон о гарантиях избирательных прав). Электронное голосование осуществлялось в помещениях для голосования при помощи следующих технических средств автоматизации голосования:
комплексы обработки избирательных бюллетеней, основанные на считывании информации с избирательных бюллетеней оптическим сканером;
комплексы для электронного голосования, которые представляют собой электронные терминалы для голосования, использующие технологии электронного бюллетеня.
Законодательная возможность применения процедуры дистанционного электронного голосования на постоянной основе была установлена в 2020 г. До этого момента использование дистанционного электронного голосования носило экспериментальный и строго ограниченный характер (выборы депутатов Московской городской думы 7-го созыва 2019, общероссийское голосование по вопросу одобрения внесения изменений в Конституцию Российской Федерации 2020).
Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, на референдуме РФ принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (ЦИК России). Решение о проведении дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, на референдуме субъекта РФ принимается избирательной комиссией соответствующего субъекта Федерации по согласованию с ЦИК России.
Дистанционное электронное голосование проводится с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», а также иных государственных информационных систем.
Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети Интернет и проходит процедуры идентификации и аутентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию. Избиратель, участник референдума, включённый в список участников дистанционного электронного голосования, исключается из соответствующего списка избирателей, участников референдума.
При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления производится с использованием ключа расшифрования.