Ага-переживание
Ага́-пережива́ние (ага-реакция, ага-момент, эврика и пр., англ. aha!-experience, a-ha experience), эмоциональная реакция, в некоторых случаях сопровождающая решение задачи и характеризующаяся субъективной внезапностью решения, высокой уверенностью в ответе, положительным эмоциональным тоном и ощущением, будто решение пришло извне. Для описания ага-переживания часто используются истории научных открытий: например, Архимед, выпрыгивающий из ванной в момент понимания соотношения параметров тела, погружаемого в воду, и объёмов выталкиваемой воды. Термин «ага-переживание» был впервые использован К. Бюлером в 1908 г. (нем. Aha-Erlebnis), затем возникал в работах гештальтпсихологов, например К. Дункера. В конце 20 в. термин «ага-переживание» стал активно использоваться в работах когнитивных психологов, а само это явление стало ключевым для различения инсайтных и аналитических решений. В настоящее время ага-переживание является самостоятельным предметом исследований.
История изучения
К. Бюлер использовал термин Aha-Erlebnis (буквально «ага-опыт») для описания чувств, которые испытывают люди, решая задачи (Bühler K. Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgänge: II Über Gedanken Zusammenhänge // Archiv für die gesamte Psychologie. 1908. Vol. 12. P. 24–92). Он полагал, что это чувство сопровождает акт понимания, когда новая информация встраивается в существующие структуры знания. Примерно в это же время французский математик и философ А. Пуанкаре даёт подробное описание собственного опыта озарения (Пуанкаре А. Математическое творчество // Психология мышления. Москва, 2008. С. 619–627). Он говорит о чувствах облегчения и полной уверенности в правильности пришедшего внезапно решения проблемы автоморфных функций.
Ага-переживание дальше рассматривается гештальтпсихологами. В частности, в работах К. Дункера (Duncker K. On problem-solving. Washington, 1945. P. 1–113) оно описывается как особая реакция, сопровождающая инсайт – процесс понимания, нахождения принципа решения задачи.
При возвращении интереса к инсайту в психологии мышления в 1980-х гг. субъективные переживания, в том числе ага-переживание, вновь становятся предметом исследований. Дж. Меткалф и Дэвид Уибе в работе «Интуиция в инсайтном и неинсайтном решении задач» («Intuition in insight and noninsight problem solving», 1987) измеряли чувство близости к решению и выяснили, что паттерн возрастания этого чувства коррелирует с типом задач: если в случае алгебраических уравнений это чувство росло постепенно в течение всего времени решения, то в инсайтных задачах и анаграммах оно, оставаясь на низком уровне на протяжении решения, возрастало вместе с нахождением ответа (Metcalfe. 1987). Этот результат укрепил убеждение исследователей в том, что инсайтные решения сопровождаются специфической эмоциональной реакцией – ага-переживанием. Подобная связка между инсайтными процессами и ага-переживанием стала основой для экспериментальных процедур, используемых в психологии мышления по сей день. Эдвард Боуден и Марк Юнг-Биман предложили спрашивать испытуемых после каждой задачи, испытали ли они ага-переживание, и таким образом различать инсайтные и неинсайтные решения (Bowden. 2005). В такой парадигме ага-переживание воспринимается не столько как самостоятельный феномен, сколько как индикатор мыслительных процессов определённого типа.
В 21 в. окончательно оформилось выделение ага-переживания в отдельный предмет исследований и начались попытки изучать его природу. В работах Амори Данек предлагается декомпозировать ага-переживание на отдельные чувства (шкалы): внезапность, уверенность, удовольствие, удивление, облегчение, мотивация (драйв) (Danek. 2017). Также ведутся исследования, проясняющие источники ага-переживания и условия его появления: сопровождает ли ага-переживание переструктурирование репрезентации задачи, необходимо ли включение неосознаваемых процессов обработки задачи для возникновения ага-переживания?
Природа ага-переживания
Взгляды исследователей на природу ага-переживания во многом зависят от их представлений о механизмах инсайтных решений.
Исследователи (например, Г. Саймон и А. Ньюэлл, Джеймс Макгрегор и Томас Ормерод), придерживающиеся неспецифического подхода к инсайту, т. е. считающие, что инсайтные и аналитические решения обеспечиваются одними и теми же когнитивными процессами, относятся к ага-переживанию как к эпифеномену, не представляющему интереса для учёных.
Сторонники теории переструктурирования репрезентации (например, А. Данек, Михаэль Оллингер) рассматривают ага-переживание как следствие или маркер процесса переструктурирования репрезентации задачи – одномоментного изменения представления задачи решателем. Считается, что переструктурированию предшествует попадание в тупик, и именно выход из тупика сопровождается ага-переживанием.
Для тех, кто делает акцент на неосознаваемой природе инсайтных решений (например, Э. Боуден, Джон Куниос, М. Юнг-Биман), ага-переживание рождается в момент осознания идеи (перехода идеи из неосознаваемого в осознаваемое). Столь разные взгляды объединяет принятие прямой связи инсайта как когнитивного процесса и ага-переживания.
Некоторые исследователи, считая ага-переживание одним из множества метакогнитивных переживаний, предлагают рассматривать его природу по аналогии с другими метакогнитивными переживаниями. В частности, Саша Тополински и Рольф Ребер предложили рассматривать ага-переживание как следствие повышения беглости обработки информации. С их точки зрения, обнаружение верного решения резко повышает беглость обработки информации, что вызывает неспецифическое (т. е. не передающее информацию о собственном источнике) чувство беглости, которое реализуется в ага-переживании.
Функции ага-переживания
На данный момент у исследователей нет ясного представления о функциях ага-переживания. Одной из возможных функций является мнемическая. Ещё В. Кёлер говорил об инсайте как о научении с одной попытки. Современные данные говорят в пользу того, что решения с ага-переживанием запоминаются испытуемыми лучше, чем решения без него.
Поскольку ага-переживание – это яркое эмоциональное переживание, иногда его рассматривают как сигнал обратной связи, свидетельствующий о правильности решения. И действительно, многочисленные данные свидетельствуют о том, что ага-переживание чаще сопровождает верные решения, чем неверные.
В некоторых теоретических моделях отмечается, что ага-переживание – это эвристика, на которую опираются решатели в условиях недостатка времени для эксплицитной проверки решения.
В отечественной психологии существует традиция рассматривать ага-переживание как эмоциональный сигнал об обнаружении решения, предвосхищающий перевод неосознаваемой информации в сознание. О. К. Тихомиров показал, что эмоциональная реакция, которую фиксировали посредством регистрации падения электрического сопротивления кожи (КГР), возникает за несколько секунд до осознания (вербализации) решения.
Измерение ага-переживания
Существует несколько способов измерения ага-переживания, традиционно используемых в исследованиях. Исторически первым способом было измерение ага-переживания не напрямую, а с помощью чувства близости к решению. В эксперименте Дж. Меткалф и Д. Уибе испытуемые решали разные типы задач (арифметические, инсайтные головоломки, анаграммы). Каждые 10 секунд их спрашивали о том, насколько близки они к решению, и было показано, что в инсайтных задачах и анаграммах оценки чувства теплоты резко возрастают перед решением. Э. Боуден и М. Юнг-Биман предложили напрямую спрашивать испытуемых об ага-переживании, используя дихотомическую шкалу (да/нет). При этом перед началом эксперимента испытуемых знакомили с определением ага-переживания. Позже этот метод был развит до использования ликертовских шкал и континуальных шкал разной размерности. А. Данек, как отмечалось выше, предложила рассматривать ага-переживание как составное и измерять с помощью целого набора разных шкал [внезапность, уверенность, удовольствие, удивление, облегчение, мотивация (драйв)]. Среди объективных методов измерения ага-переживания можно выделить пупиллометрию, ЭЭГ и КГР.