Инсайтные задачи
Инса́йтные зада́чи, мыслительные задачи, которые выделяются на основании характера обнаружения решения, когда неожиданно (подобно «вспышке», «озарению») происходит понимание основных связей и отношений между составными частями задачи и формулируется ответ. Таким образом, решение инсайтных задач предполагает наличие в процессе решения ключевого этапа (возможно, нескольких), в ходе которого и происходит инсайт.
Этот феномен привлёк внимание исследователей после того, как на основании наблюдений за собственным математическим творчеством был описан французским математиком А. Пуанкаре (Poincaré. 1908). Пуанкаре назвал его «озарением» (франц. illumination; подробнее см. статью Инсайт) и интерпретировал его как один из этапов решения сложных мыслительных задач. Представление о свойствах подобных задач было детализировано гештальтпсихологами М. Вертгеймером, В. Кёлером, К. Дункером, которые утверждали, что связь между ключевыми условиями такой задачи является необычной и неожиданной для решателя (Дункер. 1965. С. 30). Это приводит к необходимости обнаружить новые значения или функции элементов задачи, преодолев фиксированность на привычных или наиболее вероятных возможностях. Открытие новых частей репрезентации задачи или её переструктурирование переживаются как инсайт (иногда говорят об ага-реакции). Как считали гештальтпсихологи, без подключения этих процессов инсайтная задача не может быть успешно решена (Вертгемер. 1989; Дункер. 1965). Инсайтные задачи устойчиво противопоставлялись таким, которые не требуют инсайта для своего решения [«регулярным» (Спиридонов. 2005. С. 25), «алгоритмизированным» (Коровкин. 2012; Коровкин. 2016)], или таким, которые могут решаться инсайтом, а могут и без него [«гибридные инсайтные задачи» (Weisberg. 1995. P. 158, 167–168)]. При этом само понятие инсайтной задачи не является общепринятым. Авторы целого ряда исследований ставят под сомнение как существование мгновенного инсайта, так и задач, которые решаются с его помощью. По их мнению, процесс решения последовательно приближает человека к цели (Рубинштейн. 1958). Например, он представляет собой последовательность пошаговых переходов от одного состояния задачи к следующему (Newell. 1972).
Несмотря на сомнения, в течение многих лет инсайтные задачи использовались в экспериментах как методический приём для изучения инсайта в лабораторных условиях (например, Bourne. 1971; Smith. 1995). Однако постепенно накопились эмпирические свидетельства того, что решение инсайтных задач совсем необязательно связано с инсайтом (Fleck. 2004). Это поставило под сомнение само существование таких задач.