Переструктурирование репрезентации задачи
Переструктури́рование репрезента́ции зада́чи (англ. restructuring of representation; от лат. repraesento – наглядно представлять, воображать), одно из существенных событий в ходе решения задачи, связанное с изменениями всего мыслительного процесса: с активацией дополнительных знаний об условиях задачи, снятием ограничений на использование определённых мыслительных или моторных процедур, отказом от старых и применением новых стратегий решения, отысканием ответа задачи.
Первые указания на переструктурирование репрезентации как на основу обнаружения решения мыслительной задачи можно найти в работах гештальтпсихологов, описывавших это событие как замыкание гештальта, происходящее за счёт преодоления конфликта задачи (Келер. 1930; Дункер. 1965). С точки зрения этих авторов, именно такой процесс лежит в основе инсайта (ср. Гештальтпсихологическая теория мышления).
В дальнейшем переструктурирование репрезентации оказалось одним из наиболее устойчивых понятий, с помощью которого исследователи объясняли динамику процесса решения задачи и его успешность. Логика рассуждения в данном случае связывает нахождение ответа с отказом от исходной – неполной или дисфункциональной – репрезентации и нахождением новой, с опорой на которую задача может быть решена. Однако представления о том, как происходит переструктурирование, стали существенно более разнообразными. Сам термин «переструктурирование» в этом контексте со ссылкой на гештальтпсихологов обычно используют сторонники теории изменения репрезентации (Ohlsson. 1992). С точки зрения этого подхода, решатель в очень малой степени может повлиять на появление новой репрезентации задачи. При этом различные варианты решения задачи могут различаться по типу (Ohlsson. 1992), количеству (Knoblich. 1999), направлению (Fleck. 2004) и уровню необходимых переструктурирований (MacGregor. 2009).
Сторонники альтернативного подхода говорят, скорее, о более широком понятии изменения репрезентации. Так, Дж. Флек и Р. Вейсберг (Fleck. 2004) в своей работе выделили две теоретические модели инсайта. Первой из них была вышеупомянутая модель С. Олссона. Эту модель авторы интерпретировали как восходящее переструктурирование (restructuring bottom-up), поскольку инсайт достигается реорганизацией исходных условий задачи. Их же собственная модель представляет инсайтное решение как целую серию локальных переструктурирований, вызванных включением в репрезентацию дополнительной информации, полученной в результате предыдущих попыток решения, сознательного изменения решателем области поиска ответа в задачном пространстве или применяемой им стратегии решения. Авторы назвали свою модель нисходящим переструктурированием (restructuring top-down), поскольку она опирается на в значительной степени осознаваемые управляющие влияния «сверху-вниз» (Fleck. 2004. P. 1002). При этом Флек и Вейсберг считают, что два названных подхода не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга.
Однако наиболее сознательно контролируемый вариант изменения репрезентации предложен американскими когнитивными психологами К. Капланом и Г. Саймоном (Kaplan. 1990). Эта психологическая теория постулирует, что инсайтное решение задачи происходит в том числе благодаря целенаправленному эвристическому поиску новой репрезентации («поиск бриллианта в тёмной комнате»), если исходная репрезентация задачи оказывается нерелевантной (ср. Инсайт в теории задачного пространства).