Теория беглости обработки информации
Тео́рия бе́глости обрабо́тки информа́ции (англ. Processing fluency theory), теория в когнитивной психологии, объясняющая формирование метакогнитивных, т. е. относящихся к работе собственных когнитивных процессов, переживаний и оценок. Зачатки теории появились в 1980-е гг. в работах Л. Джакоби и Б. Уиттлси, которые исследовали влияние простоты обработки на оценки знакомости стимулов (например, участники оценивали слова как новые или ранее заученные; исследователи проверяли, можно ли повлиять на эту оценку, варьируя перцептивную зашумлённость слов на втором этапе). Однако в оформленном виде теория появилась уже в 1990-е гг. Свои варианты теории беглости обработки представили две группы авторов: П. Винкельман, Н. Шварц и Рольф Ребер (Reber. 2004) с одной стороны и Уиттлси (Whittlesea. 2001) – с другой. К настоящему времени известно несколько интерпретаций теории беглости обработки информации, которые объединены общей идеей о том, что метакогнитивные переживания и оценки отражают не работу конкретных когнитивных процессов, а скорее общую динамику работы когнитивной системы. В этом случае говорят о косвенной оценке, поскольку, например, суждения вроде знакомости формируются не за счёт сличения стимула с запомненным материалом, а за счёт лёгкости его обработки.
История изучения беглости обработки информации
История изучения беглости обработки информации перекликается с историей изучения метакогнитивных переживаний. С середины 20 в. были известны т. н. метакогнитивные иллюзии (ошибки) – ситуации, в которых люди ошибочно оценивают содержание и результат работы своих когнитивных процессов, или ситуации, в которых такие оценки вообще искусственно сформированы в эксперименте. Например, известный эффект простого предъявления описывает повышение оценок приятности стимулов, которые ранее предъявлялись людям в эксперименте. В экспериментах Л. Джакоби и Б. Уиттлси в 1980–1990-х гг. активно исследовался феномен ложной знакомости (Whittlesea. Illusions of immediate memory. 1990; Whittlesea. 1993), при котором новые стимулы казались испытуемым знакомыми, если были предъявлены без помех или в предсказуемом семантическом контексте. На первом этапе эксперимента испытуемым предъявлялся список слов для заучивания. На втором этапе предъявлялись слова, половина из которых была новыми, а половина была взята из списка, предъявленного испытуемым на первом этапе. При этом слова могли предъявляться зашумлёнными, т. е. покрытыми слоем случайно распределённых пикселей. Оказалось, что на оценку знакомости слова влияет не только его фактическая знакомость (присутствие в списке для заучивания), но и зашумлённость: стимулы, предъявленные без шума, чаще оценивались как знакомые. В другом варианте эксперимента стимулы на втором этапе могли быть помещены в предложение с предсказуемым или непредсказуемым концом. Результаты показали, что стимулы в предсказуемом контексте с большей вероятностью оцениваются как знакомые. Сложившийся к этому времени взгляд на метакогнитивные переживания как прямое отражение протекающих когнитивных процессов не мог объяснить подобного рода диссоциации, поэтому возникла потребность в новых теориях.
В попытках объяснить метакогнитивные иллюзии исследователи предположили, что метакогнитивные переживания и оценки формируются на основании косвенного признака, а именно беглости обработки информации. Под беглостью понималась лёгкость, с которой обрабатывается информация (стимула, вопроса, задачи и т. п.). Облегчать обработку при этом могут разные факторы: от чёткости отображения стимула до простоты встраивания новой информации в существующие структуры знания.
Общие представления о беглости обработки информации
В теории беглости обработки информации предполагается, что люди выносят метакогнитивные оценки, опираясь на косвенные по отношению к содержанию оценок, признаки (собственно, беглость обработки), а формирование самих метакогнитивных переживаний происходит в две стадии. Первая стадия – это повышение беглости обработки какой-либо информации, которое вызывает неспецифическое (т. е. не привязанное к конкретному источнику) ощущение беглости. Исследовательские позиции различаются по тому, что именно вызывает это ощущение – абсолютная высокая беглость обработки или её изменение. В интерпретации теории, предложенной Н. Шварцем, Р. Ребером и П. Винкельманом, предполагается влияние абсолютной беглости обработки, которая может быть вызвана различными факторами. В работах Б. Уиттлси предлагается другой вариант: ощущение беглости возникает в том случае, если реальная беглость обработки какого-либо стимула оказывается выше предсказанной. Предполагается, что когнитивный агент предсказывает степень лёгкости, с которой будет обрабатываться информация; отличия от предсказания в сторону повышения лёгкости вызывают неспецифическое ощущение беглости. Важность относительной беглости обработки также подчёркивается в интерпретации теории, предложенной М. Венке и Й. Хансеном (Wänke. 2015). С их точки зрения, ощущение беглости возникает, если обработка какой-либо информации отличается от контекстной беглости, т. е. общего уровня беглости обработки в данный момент.
Вторая стадия формирования метакогнитивных переживаний – это атрибуция ощущения беглости какому-либо источнику. Поскольку ощущение беглости является неспецифическим в том смысле, что неизвестно, что именно его вызвало, оно должно быть чему-то приписано. Часто атрибуция происходит верно, поскольку беглость обработки вызывает релевантная на данный момент информация. Однако именно на этом этапе могут происходить ошибки атрибуции, которые ведут к метакогнитивным иллюзиям. Это происходит в том случае, если беглость обработки повышает характеристика, нерелевантная актуальной задаче. Например, один из самых известных эффектов в этой области исследований – это влияние контрастности стимула на оценку истинности. В эксперименте Р. Ребера и коллег (Reber. 1999) испытуемым предлагались утверждения типа «Осорно находится в Чили», которые нужно было оценить как истинные или ложные. Среди утверждений были и истинные, и ложные, а также они могли быть написаны с низким или с высоким контрастом с фоном. Оказалось, что на оценки истинности влияет не только фактическая истинность утверждения, но и контраст стимула относительно фона. То есть утверждения, написанные с высоким контрастом, чаще оценивались как истинные вне зависимости от своей фактической истинности. С точки зрения теории беглости обработки информации, это означает, что повышение беглости, вызванное лёгкостью прочтения, было атрибутировано утверждению и вопросу о его истинности. Подобные эффекты были получены и на других стимулах (Winkielman. 1998).
Виды беглости обработки информации
По уровню когнитивных процессов, повышающих беглость обработки информации, выделяют перцептивную и концептуальную беглость. Считается, что концептуальная беглость обеспечивается процессами, оперирующими с семантикой, например встраивание стимула в предсказуемый контекст. Перцептивная беглость – это беглость обработки, вызванная характеристиками стимула и процессами его восприятия, например меньшая зашумлённость или высокий контраст. В некоторых случаях отдельно выделяют беглость извлечения, не связывая её напрямую ни с перцептивным, ни с семантическим уровнями обработки информации. Хотя ощущение беглости признаётся исследователями неспецифическим, т. е. не несущим информации о конкретном процессе или стимуле, вызвавшем повышение динамики обработки информации, в некоторых случаях говорят о качественном различии между перцептивной и концептуальной беглостью.
Что стоит за беглостью обработки информации?
Теория беглости обработки информации часто критикуется за недостаточно определённые ключевые термины. Наиболее используемое определение является по своей сути тавтологичным: «Беглость обработки информации – это лёгкость, с которой информация обрабатывается когнитивной системой». Однако существуют и другие определения этого конструкта. Беглость обработки может пониматься в терминах скорости обработки или количества когнитивных ресурсов, требуемых для обработки информации (Fluency of consistency. 2012). В вычислительном моделировании беглость также могут определять как количество узлов нейронной сети, веса которых необходимо изменить: чем меньше таких узлов, тем более бегло происходит обработка информации.
Теория беглости обработки информации в разных дисциплинах
В настоящее время теория беглости обработки является одной из основных концепций, объясняющих появление метакогнитивных переживаний, и находит применение в самых разных областях психологии. В когнитивной психологии теория беглости обработки служит для объяснения метакогнитивных иллюзий – смещения метакогнитивных оценок под влиянием нерелевантных задаче характеристик; также некоторые авторы рассматривают беглость как один из механизмов имплицитного научения. В психологии искусства теория беглости обработки применяется для объяснения эстетических чувств. П. Винкельман, Н. Шварц и Р. Ребер предлагают рассматривать их как аналог метакогнитивных переживаний; эта идея заключается в том, что произведения искусства отличаются высокой беглостью обработки, которая, будучи атрибутированной произведению, реализуется в эстетических переживаниях. Теория беглости обработки также применяется в прикладных областях психологии. Например, в маркетинге повышение беглости обработки рекламы может повышать вероятность покупки товара (Janiszewski. 2001; Brakus. 2014). В сфере дизайна интерфейсов предлагается повышать беглость обработки для создания более приятного пользовательского опыта (Oviatt. 2006).