Меткалф Джанет
Ме́ткалф Джа́нет [Джанет (Дженет) Меткаф (Меткэлф), Janet Metcalfe] (род. 2-я половина 20 в., Торонто, Канада), психолог, главный исследователь Лаборатории метапознания и памяти при Колумбийском университете. Ключевые научные интересы: обучение и память, метапознание, процессы контроля. Автор «горячей/холодной» теории отсрочки удовлетворения. Исследует феномен гиперкоррекции.
Биография
Получила степени бакалавра (1975) и доктора философии (1982) в сфере психологии в Университете Торонто. Постдокторантуру в области психологии проходила в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (1982–1983).
В 1983–1986 гг. занимала должность профессора-ассистента психологии (англ. assistant professor) в Университете Британской Колумбии, в 1986–1988 гг. – доцента психологии (англ. associate professor) в Индианском университете, в 1988–1990 гг. – приглашённого доцента психологии в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Позднее работала в Дартмутском колледже: доцент психологии (1990–1992), профессор психологии (1993–1995). С 1995 г. занимает посты профессора психологии, профессора нейробиологии и поведения в Колумбийском университете.
Джанет Меткалф состоит в нескольких профессиональных сообществах: Американском психологическом обществе, Обществе экспериментальной психологии, Психономическом обществе, Ассоциации психологических наук.
Является членом редакционного совета журнала Psychological Review. Входила в редколлегии журналов Psychological Bulletin, Journal of Experimental Psychology: Learning Memory, and Cognition.
Научный вклад
Джанет Меткалф – один из ведущих исследователей в области метапознания. В 2008 г. совместно с Джоном Данлоски опубликовала учебник по метапознанию (Dunlosky. 2008).
Одно из направлений исследований Меткалф – эффект гиперкоррекции. Это метакогнитивный феномен, при котором ошибки, совершённые с высокой степенью уверенности в ответах, легче поддаются последующему исправлению, чем ошибки, совершённые с низкой степенью уверенности (Butterfield. 2001; Eich. 2013). Процедура исследований в данном случае строится по единому принципу: участники проходят тест на оценку общих знаний, параллельно оценивая степень уверенности в своих ответах. Далее исследователи предоставляют участникам обратную связь об ошибках. Проводится повторное тестирование участников. Эффект реплицируется во многих исследованиях: при повторном тестировании участники дают больше правильных ответов на вопросы, в ответах на которые при первичном тестировании они были сильнее уверены вне зависимости от правильности ответа.
Эффект гиперкоррекции был обнаружен на детях (Metcalfe. 2012) и молодых людях (Metcalfe. 2011). Исследование на пожилых людях показало снижение эффекта гиперкоррекции с возрастом (Eich. 2013). Также эффект был обнаружен в парадигмах и с отсроченным (Butler. 2011), и с немедленным (Metcalfe. 2011) повторным тестированием.
Джанет Меткалф также известна как автор «горячей/холодной» теории отсрочки удовлетворения (Metcalfe. 1999). Согласно этой теории, существуют две противопоставленные системы – горячая и холодная. Они регулируют систему самоконтроля. Горячая эмоциональная система подрывает контроль, холодная когнитивная, наоборот – обеспечивает саморегуляцию и самоконтроль. Авторы приписывают каждой из систем свои характеристики. Горячая система эмоциональна, проста, рефлексивна, быстра, развивается рано, усиливается при стрессе, зависима от стимулов. Холодная система когнитивна, сложна, рефлективна, медленна, поздно развивается в онтогенезе, затухает при стрессе, работает на основе самоконтроля.
В 2021 г. Меткалф представила модель саморегуляции МАБЛ (с англ. MAPS: Metacognition, Agency, Possible Selves) (Frazier. 2021). Модель описывает, как метапознание, агентность, «будущие личности» влияют на саморегуляцию. Каждый из компонентов модели играет свою роль:
БЛ – будущие (или возможные) личности мотивируют поведение. Они выступают как цель – образ того, кем человек может стать.
М – метапознание включает в себя стратегии и техники, которые обеспечат поведение, направленное на достижение цели.
А – чувство агентности отражает результат наших действий. Оно проявляется как чувства собственной компетентности, самоэффективности и активного участия.
Поведенческий ответ – результат действий, направленных на достижение целей или подцелей.
В 2020-е гг. Меткалф публикует нейрофизиологические исследования метакогнитивных процессов (Xu. 2018; Metcalfe. 2019; Alpha Suppression ... 2022).