Лафорет Кармен
Лафоре́т Ка́рмен, Кармен Лафорет Диас (Carmen Laforet Díaz) (6.9.1921, Барселона – 28.2.2004, Махадаонда, провинция Мадрид), испанская писательница, журналистка.
Отец – архитектор, мать – школьная учительница. Детство и юность провела на Канарских о-вах, куда семья переехала в 1923 г. После окончания школы вернулась в Барселону, чтобы продолжить образование. Изучала философию и литературу в Барселонском университете, затем право в Центральном университете Мадрида (Мадридский университет Комплутенсе); обучение не завершила. В 1946–1970 гг. замужем за издателем, литературным критиком и журналистом Мануэлем Сересалесом (1909–2005).
Первая литературная публикация – статья «Студентки» («Muchachas estudiantes», 1940) в еженедельном журнале Mujer. Уже в этом раннем тексте выделяются черты, характерные для всего творчества писательницы: простота и спонтанность изложения, интерес к проблеме положения женщины в обществе, автобиографические элементы повествования, мотивы бегства от жестокой реальности и поиска утешения в религии.
Громким успехом пользовался дебютный роман «Ничто» («Nada», 1944; Премия Надаля, 1944; Премия Фастенрата, 1948; русский перевод 1973; экранизации режиссёров Э. Невилье, 1947, Л. Торре Нильссона, 1956). Действие романа происходит в Барселоне в первые годы франкизма. В центре повествования – история молодой студентки Андреа, приехавшей из провинции и полной надежд на счастливое будущее. В большом городе она сталкивается с бедностью, голодом, ожесточением и духовным вакуумом, которые царили в испанском обществе в послевоенную эпоху. Специфика этого социального кризиса, сложной и болезненной перестройки общества отразилась в заглавии книги. «Ничто», наряду с романами К. Х. Селы «Семья Паскуаля Дуарте» и «Улей», положил начало тремендизму.
В 1948–1953 гг. в журнале Destino еженедельно публиковала статьи, затрагивающие актуальные вопросы жизни испанской женщины [отдельное издание под названием «Женская точка зрения» («Puntos de vista de una mujer», 2021)].
События второго романа «Остров и демоны» («La isla y los demonios», 1952) разворачиваются в г. Лас-Пальмас во время Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. В основе сюжета – история сложных взаимоотношений внутри семьи, построенных одновременно на любви и жажде мести, психологических манипуляциях и страхе.
В начале 1950-х гг. Лафорет переживала духовный кризис, результатом которого стало её обращение к католицизму. В романе «Новая женщина» («La mujer nueva», 1955; Национальная премия по литературе, 1956) главная героиня Паулина также после длительных размышлений и метаний находит успокоение в вере.
В романе «Солнечный удар» («La insolación», 1963), первой части задуманной трилогии «Три шага вне времени» («Tres pasos fuera de tiempo»), повествует о молодом художнике Мартине Сото, находящемся в непрерывном поиске смысла существования.
В 1965 г. по приглашению Государственного департамента посетила Соединённые Штаты Америки (США). Впечатления от этой поездки отразила в книге «35 параллель» («Paralelo 35», 1967), позднее изданной под заглавием «Моя первая поездка в США» («Mi primer viaje a USA», 1981). В США познакомилась с испанским писателем Р. Х. Сендером (1901–1982), с которым в последующие годы вела активную переписку [опубликована под названием «Я могу на тебя рассчитывать» («Puedo contar contigo», 2003)].
В 1970 г. выпустила сборник рассказов и новелл разных лет «Девочка и другие рассказы» («La niña y otros relatos»). Как и в романах, Лафорет использовала в сборнике приём резкого противопоставления, сталкивая друг с другом разные мировоззрения героинь, личность и общество, столичную и провинциальную жизнь и т. д. Голод и бедность становятся важнейшими мотивами, зачастую образуя сюжетную основу рассказов.
Глубокая депрессия, вызванная разводом с мужем, привела к отказу от общественной жизни и постепенному уходу от писательства. Большинство произведений последующих лет остались незаконченными. На протяжении 1970-х гг. работала над вторым романом трилогии «Три шага вне времени» – «Повернув за угол» («Al volver la esquina», 2004, посмертно), продолжающем историю жизни художника, где Лафорет впервые отошла от свойственной ей манеры линейного повествования: главный герой пытается разобраться в мучающих его вопросах и по просьбе своего психотерапевта рассказывает о событиях двадцатилетней давности.
В 1971–1972 гг. в газете ABC опубликовала серию статей в форме дневника («Diario de Carmen Laforet»), в которых рассуждала о проблемах современной испанской литературы, месте женщин-писательниц в литературном процессе.
В 1970-е гг. путешествовала по Европе, посещала Париж и жила в Риме, где подружилась с Р. Альберти и его женой М. Т. Леон (1903–1988), испанскими писателями, жившими в изгнании после Гражданской войны.
В 1979 г. вернулась в Испанию, жила в Сантандере. Полностью отказалась от общественной жизни. В это время у Лафорет начала развиваться болезнь Альцгеймера. Последующие 25 лет провела в кругу своих детей и родственников, последние годы жизни не могла говорить.
В творчестве Лафорет в значительной степени отразились события её жизни, этапы личностного становления и религиозные искания. Для романов характерны мастерски выстроенная интрига и атмосфера тайны. Некоторые исследователи (Х. Кольмейро, Р. Джонсон) называют Лафорет одной из основоположниц жанра детективного романа в Испании.