Кассия (поэтесса)
Ка́ссия (греч. Κασσία; в источниках также встречаются формы имени Κασία, Κασσιανή, Ἰκασία, Εἰκασία) (до 805, Константинополь, – 860-е, Константинополь), поэтесса, гимнограф, игуменья женского монастыря в Константинополе (после 824), одна из немногих византийских женщин, чьи сочинения сохранились и дошли до нас. Писала церковные гимны и музыку к ним, а также гномические эпиграммы как религиозного, так и светского содержания. Почитается в православной церкви в лике преподобных, память 7(20) сентября.
Биографические сведения
Точные даты жизни Кассии неизвестны. Она имела благородное происхождение и получила хорошее образование. Отец её был придворным и, вероятно, имел военный чин кандидата. У Кассии была сестра, чьё имя также неизвестно. Один из её родственников, Феодот, в 820-х гг. был стратигом. Значительная часть жизни Кассии прошла в эпоху второго иконоборчества (815–843).
Сведения о Кассии в исторических хрониках скудны, но пробел восполняют адресованные ей письма Феодора Студита (Theodori Studitae Epistulae. Ep. 217, 370, 539), который был её наставником в юности. Эта переписка 816–824 гг. показывает, что семья Кассии держалась иконопочитания; Кассия с матерью оказывали благодеяния защитникам икон, в том числе Феодору и монахам его монастыря; Кассия и сама перенесла бичевание за иконопочитание, т. е. активно участвовала в сопротивлении иконоборчеству. В письмах Студита подтверждаются сообщения хронистов об аристократическом происхождении и образованности Кассии. Ещё в юности Кассия решила стать монахиней и собиралась поступить в монастырь, когда окончится гонение на иконопочитателей; Феодор поддерживал её в этом намерении.
Согласно сообщениям «Константинопольской Патрии» и византийских хронистов (Симеона Магистра, Иоанна Зонары, Михаила Глики, Ефрема Эносского), в 821 г. Кассия попала на смотрины, куда собрали самых красивых девушек страны, чтобы будущий император Феофил, сын Михаила II, выбрал себе невесту (согласно научным реконструкциям, это произошло в 830). Феофил хотел выбрать Кассию, но, обменявшись с нею репликами, передумал и избрал своей невестой Феодору (перевод всех источников, сообщающих об этом, см.: Св. Кассия Константинопольская. 2015. C. 335–340).
После 824 г. Кассия основала в Константинополе монастырь, где стала игуменьей и провела всю жизнь, занимаясь в числе прочего литературным творчеством. Кому был посвящён монастырь, неизвестно; он находился в долине реки Лик, в районе современного стамбульского медресе султана Селима, у перекрёстка улиц Ватан и Огузхан.
Кассия является одной из немногих византийских женщин и единственной женщиной-гимнографом, от которой дошел достаточно большой корпус сочинений. Возможно, высокой выживаемости её творений помогла дружба со студитами, поскольку Студийский монастырь с 9 в. занимал одно из ведущих мест в создании и переписке книг. Современники и потомки высоко оценили творчество Кассии: её произведения доныне используются в православном богослужении. Никифор Каллист Ксанфопул в 14 в. включил имя Кассии в свой рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов.
Сочинения
Сохранившееся гимнографическое наследие Кассии составляют: четверопеснец утрени Великой Субботы «Волною морскою…»; канон об упокоении усопших; стихиры в честь разных святых, а также на Великую Среду, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. Из стихир официально приписываются Кассии в современных печатных книгах только 5, но анализ рукописей показал, что перу Кассии, несомненно, принадлежит 21 стихира, 17 – с большой вероятностью написаны ею, и еще 10 – предположительно.
В гимнографии Кассии доминируют темы, связанные с боговоплощением, а также прославляются аскетический подвиг святых, мученичество за Христа, утверждение православной веры и превосходство христианской мудрости над языческой; поэтесса хорошо знала Библию, церковные догматы, аскетическую литературу и жития святых. Мысль Кассии вращается прежде всего вокруг Христа как воплощённого Бога и Спасителя людей, истинного Бога и истинного человека. Кассия писала развернуто, с разнообразными метафорами, антитезой; её гимнография полна драматизма и эмоций. Почти все её стихиры «самогласны», т. е. положены на мелодию, сочинённую автором.
Кассия также писала ямбические эпиграммы, или гномы, – краткие сентенции на разные темы. До нас дошли в нескольких сборниках 157 эпиграмм Кассии (в общей сложности 313 стихов; текст с переводом см.: Кассия Константинопольская. 2015. C. 278–334). Часть эпиграмм посвящена монашеской жизни, но большинство из них – светская поэзия на общечеловеческие темы. Кассия использовала сочинения Менандра, Паллада, Еврипида, Феогнида Мегарского, Григория Богослова, басни Эзопа, Библию и монашеские эпиграммы. Собрание её эпиграмм относится к типу т. н. сакро-профанных гномологиев, для которых свойственна смесь мудрости духовной, почерпнутой из Библии и Отцов Церкви, и мирской, заимствованной у языческих авторов. Кассия первая в Византии создала авторский гномологий подобного рода, соединив в своей поэзии две разных традиции – эзоповскую и монастырскую, что имело большое значение для будущего развития жанра; новым было и использование поэтессой непросодического 12-сложника. Впоследствии подобные сборники получили широкое распространение.
Поэтический метод Кассии своеобразен. Нередко, взяв за основу то или иное высказывание – библейское, Отца Церкви или античного автора, – она разрывает образец на части и соединяет в другой последовательности, устанавливая новую иерархию смыслов, играя значениями, создавая неоднозначность; смысл эпиграммы может при этом становиться фактически противоположным смыслу первоисточника, занижать или обмирщать его значение. Творчество Кассии в жанре гномической эпиграммы является новаторским: как пишет исследователь византийской поэзии М. Лаукстерман, «она соединяла светские и религиозные максимы в свой собственный блестящий сплав – осмос древней мудрости и монашеской истины, который представляет собой настоящую квинтессенцию византийской этики»; она умела заставить старое зазвучать по-новому, оживила жанр гномической эпиграммы, превратив его через сочетание христианской и мирской мудрости «в нечто новое и оригинальное» (Lauxtermann. 2003. P. 241, 263).
В эпиграммах Кассия много обличает глупость и глупцов, которым поэтесса противопоставляет людей разумных и мудрых. Ряд эпиграмм она посвящает дружбе и дружеской любви. Любовь ко всем как христианская добродетель для Кассии не означает дружбы со всеми: дружба может быть основана лишь на взаимном доверии; любовь друзей подобна ограде, друзья спасают друг друга; обилие друзей лучше любых драгоценностей, а без друзей и богатство бесполезно.
В нескольких эпиграммах, начинающихся со слова «лучше», Кассия делает противопоставления: одиночество лучше дурного общества; болезнь лучше здоровья, используемого для порочной жизни; молчание лучше неподобающей болтовни; но полезнее всего соразмерность. Эти эпиграммы содержат параллель с пассажами из «Тимея» и «Государства» Платона. В другой серии эпиграмм каждый стих начинается словом «ненавижу». Кассия ненавидит философствующих глупцов – людей, ничего не знающих, но берущихся учить; лицемеров и высокомерных людей; порицает легкомыслие и беспечность, навязчивость и притворство, ложную похвальбу и тщеславие, пьянство и обжорство, скупость и клевету; осуждает и человека, враждующего с ближним, и того, кто под всех подстраивается. Говоря о положительных качествах, Кассия прославляет праведность, хранение законов, справедливость, правдивость; противостоять страстям и неразумным людям может человек умный и рассудительный; в целом добродетельная жизнь трудна и встречается редко, а греховную жизнь вести очень легко.
У Кассии нередки упоминания несчастья и скорбей. Благоденствие непостоянно, поэтому даже при хорошей жизни надо ждать несчастий – черта, свойственная византийскому социуму, где любой, даже самый высокопоставленный человек мог впасть в немилость у императора, пострадать от стихийных бедствий или нашествия врагов и лишиться благосостояния. У терпящего скорби вся жизнь – мученье; но ничего не поделаешь, скорби надо сносить терпеливо: если человек ропщет, то делает только хуже сам себе, а от скорбей всё равно не избавится. Кассия оговаривается, что мы страдаем по воле Божией; несчастье полезно, через перенесение его человек очищается и становится лучше.
Для женщины похвальными качествами Кассия считает трудолюбие и благоразумие. Две её эпиграммы о женщинах и красоте являются парафразами одного места из романа Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт» (2 в.). Параллели между Кассией и Ахиллом Татием показывают, что поэтесса принадлежала к кругу византийских гуманистов 9 в., поскольку именно среди них роман «Левкиппа и Клитофонт» находил читателей. Сохранились отзывы на этот роман двух знаменитых современников Кассии: эпиграмма Льва Математика и рецензия патриарха Константинопольского Фотия.
Эпиграммы Кассии о монашеской жизни дошли в двух сборниках: «О монахах» и «Каким быть монаху». Поэтесса была знакома с корпусом монашеских эпиграмм 7–8 вв., но не просто имитирует их, а привносит собственные интерпретации. В этих эпиграммах встречаются аллюзии на Библию, «Лествицу» Иоанна Синайского, патериковые рассказы о жизни подвижников. Монашеский идеал Кассии носит ярко выраженный исихастский характер, подразумевая молитвенное уединение, свободу от страстей, созерцание Бога и любовь к Нему, изгоняющую страх, как конечную цель и предел желаний.
Творчество Кассии показывает, что ей были свойственны благочестие, религиозное рвение и преданность православию, ненависть к человеческой глупости, бескомпромиссность по отношению к порокам и дурным качествам; в то же время она высоко ценила преданность и поддержку друзей, подчеркивала важность гармоничных отношений между людьми, свободных от зависти и ссор. Её хорошее образование, стремление к творчеству, способность и к высоким духовным состояниям, и к простым человеческим чувствам, и к язвительной иронии, отвращение к глупцам и негодяям, любовь к умным, верным и преданным друзьям, сознание непостоянства житейского счастья, стремление жить вдали от суеты, общаясь с кругом понимающих и любящих людей, – всё это черты, вообще свойственные византийским интеллектуалам, в ряду которых Кассия, несомненно, занимает видное место.
Церковь почитает Кассию в лике преподобных, но канонизировали её поздно, лишь в конце 19 в.
Кассия является главной героиней романа Т. А. Сениной «Кассия» (Москва, 2010; Санкт-Петербург, 2015), посвящённого истории Византии 1-й половины 9 в.