Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Субси́дия на опла́ту жило́го помеще́ния и коммуна́льных услу́г (субсидия на ЖКУ; субсидия на оплату ЖКУ; субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг), одна из форм социальной поддержки населения в России, имеющая целевое назначение и представляющая собой полную или частичную оплату предоставляемых гражданам жилого помещения и/или коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня (п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 № 22). Право на получение субсидии имеют как наниматели жилья по договору социального найма, так и собственники жилого помещения.
Согласно Жилищному кодексу РФ (ЖК РФ) (ч. 1 ст. 159), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Определение права семьи на получение субсидии в общем случае основано не на фактических расходах семьи на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а на расчётной величине таких расходов в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Размер стандарта отличается от региона к региону, но не может превышать 22 % от уровня, заданного федеральным стандартом [постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761 (ред. от 24 марта 2023) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»]. Например, в Екатеринбурге стандарт составляет 12 %, в Санкт-Петербурге – 14 %, в Москве – 10 %. Для семей с доходом ниже уровня прожиточного минимума применяется поправочный коэффициент, снижающий максимально допустимую долю расходов на ЖКУ в доходах. В субъекте РФ по решению региональных властей могут быть установлены определённые социально-демографические категории, для которых при расчёте субсидии во внимание принимается не расчётная по нормативам величина, а полная стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Данный вид социальной поддержки имеет заявительный характер: субсидии на оплату ЖКУ предоставляются гражданам, имеющим право на получение такого рода субсидий, только после подачи заявления через многофункциональные центры или портал госуслуг. Субсидия является адресным средством поддержки низкодоходных групп населения и имеет целевое назначение, что позволяет экономить бюджетные средства на их предоставление.
История вопроса
Необходимость ввода субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 1990-х гг. была обусловлена резким ростом тарифов на ЖКУ на фоне снижения реальных доходов населения. Тогда реформа жилищно-коммунального хозяйства страны была направлена на постепенный переход высокодотационного за счёт государства сектора к 100%-ному покрытию стоимости содержания жилья и коммунальных услуг за счёт средств населения (Косарева. 2015. 2015). Значительная часть россиян, в том числе низкодоходные группы населения, став собственниками своего жилья в результате его бесплатной приватизации, оказалась не в состоянии оплачивать его содержание. Это вызвало рост дебиторской задолженности организаций коммунального комплекса, находящихся и без того в тяжёлом положении, обусловленном недостаточностью финансирования со стороны государства на протяжении многих лет до начала реформ. К началу 1990-х гг. износ инфраструктуры основных производственных фондов большинства организаций коммунального комплекса составлял 50–70 %.
В ходе увеличения доли собственных расходов семьи в затратах на ЖКУ система жилищных субсидий была призвана если не полностью устранить, то в значительной степени сгладить отрицательные последствия реформы. Субсидирование оплаты жилищно-коммунальных услуг должно было выполнить несколько важных функций: социальную защиту наиболее уязвимых слоёв населения; снижение уровня просроченной задолженности; снижение роста социальной напряжённости, сохранение доверия к власти (Савин. 2004, цит. по: Захарова. 2009).
Понятие субсидии впервые введено Законом РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», в котором говорилось, что «компенсации (субсидии) – средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки» (ст. 1). В соответствии с этим законом финансирование субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в основном шло из федерального бюджета (Кракашова. 2008). Ныне бремя финансирования субсидий перенесено на бюджеты субъектов РФ (ч. 8 ст. 159 ЖК РФ). Однако, как и раньше, «орган местного самоуправления может установить для расчёта субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счёт средств местного бюджета» (ч. 11 ст. 159 ЖК РФ).
Ныне порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам РФ, а также иностранным гражданам (если это предусмотрено международными договорами РФ) регулируется ЖК РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Методическими рекомендациями по их применению.
Категории граждан, имеющих право на субсидии
Согласно ЖК РФ (ч. 2 ст. 159), право на субсидии имеют следующие категории граждан по праву владения/пользования жилым помещением:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Представители любой из перечисленных групп могут подать заявление и получить субсидию в случае, когда оплата жилья и коммунальных услуг составляет значительную часть бюджета семьи, превышая допустимую Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг долю.
Размер субсидии
Размер субсидии для домохозяйства определяется в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и Методическими рекомендациями по их применению. Существенное влияние на него оказывают следующие факторы:
1) величина регионального прожиточного минимума;
2) совокупный доход домохозяйства;
3) установленная на региональном (муниципальном) уровне максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупных доходах домохозяйства;
4) региональный стандарт нормативной площади жилого помещения;
5) региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг;
6) наличие/отсутствие льгот, мер социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для членов домохозяйства;
7) совокупные расходы домохозяйства на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в пределах установленных нормативов площади жилья и объёмов потребления коммунальных услуг.
Муниципалитет имеет право устанавливать свою величину максимально допустимой доли на оплату ЖКУ, не выше региональной, при условии финансирования дополнительных расходов на предоставление субсидий за счёт средств муниципального бюджета.
Статистика
Основными статистическими показателями, характеризующими охват населения субсидиями по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, объём и размер данных выплат (Российский статистический ежегодник), являются:
число семей, получавших субсидии в отчётном году (рис. 1А);
удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей (рис. 1Б);
сумма начисленных субсидий (рис. 2А);
среднемесячный размер субсидии на семью (рис. 2Б).
Статистические наблюдения за системой жилищных субсидий РФ показывают, что в 2010–2020-х гг. число семей, получающих субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, постоянно сокращается и начиная с 2011 г. их удельный вес не превосходит 10 % российских домашних хозяйств. С 2018 г. субсидии на оплату ЖКУ получают менее 7 % семей.
Любой потребитель коммунальных услуг может рассчитать примерный размер субсидии с помощью калькулятора на портале ГИС ЖКХ, указав муниципалитет своего проживания, размер доходов и стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Зарубежный опыт
В Великобритании в 1997 г. были введены субсидии на оплату отопления в зимний период в размере 100–300 фунтов в год (Hood. 2016. P. 53–54), а также дополнительные выплаты в размере 25 фунтов за каждую неделю, когда температура держалась на уровне 0 °C и ниже (Hood. 2016. P. 39). В 2011 г. была введена схема скидок на обогрев дома для малоимущих граждан. Число получателей достигло 2 млн человек, сумма выплат – 140 фунтов в год (Подольский. 2022).
В Германии 600 тыс. немецких домохозяйств получают помощь в оплате жилья. С 2023 г. вступил в силу Закон о жилищных пособиях, согласно которому это количество может вырасти до 2 млн, а сумма выплат увеличится в среднем в 2 раза (Wohngeld).
В Чехии «жилищное пособие может быть получено домохозяйствами, для которых 30 % дохода недостаточно для оплаты адекватного жилья. Размер пособия составляет разницу между стоимостью жилья, соответствующего государственным стандартам, и 0,3-кратным размером дохода. В связи с повышением предельного норматива для расчёта пособия увеличился и размер пособия» (Оформление пособий на жильё в Чехии).