Вышеславцев Борис Петрович
Вышесла́вцев Бори́с Петро́вич [3(15).10.1877, Москва – 5.10.1954, Женева], русский философ. Окончил юридический факультет Московского университета (1899). Ученик П. И. Новгородцева. Философское образование завершил в Марбурге (Германия). Преподавал философию в Московском университете, Московском коммерческом институте и Народном университете имени А. Л. Шанявского. В 1922 г. выслан из Советской России, жил в Берлине, где читал лекции в Религиозно-философской академии. С середины 1920-х гг. в Париже, редактор издательства YMCA-Press, профессор Богословского института (1927–1943). Участвовал в экуменическом движении, активно сотрудничал в основанном Н. А. Бердяевым журнале «Путь» (1925–1940). С 1943 г. (или с конца 1940-х гг.) жил в Женеве.
Вслед за Б. Паскалем, П. Д. Юркевичем и М. Шелером Вышеславцев отстаивал существование особой «логики сердца», независимой от «логики разума». В философской антропологии Вышеславцева «сердце» как сверхсознательный «сокровенный центр» личности, как «предельная глубина человека», которая «непостижима в значительной степени и для него самого» (Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса. М., 1994. С. 272), представляет высшую ступень в иерархической структуре человека. В работе «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929) Вышеславцев подчёркивает различие в характере «мистического соприкосновения с Богом» в индийском религиозном умозрении, утверждающем в «глубине сердца» имманентное тождество Я и Бога (Атмана и Брахмана) и находящем «блаженное успокоение в отрешённом безразличии», и в христианстве, где устремлённая к Богу человеческая личность сохраняет свою изначальную уникальность в преображающем её акте богочеловеческой любви. Исходя из сформулированной Н. Гартманом антиномии нравственных ценностей и человеческой свободы как произвольного выбора, направляющего человеческую деятельность на осуществление ценностей либо на противоборство им (отношение между ценностями и свободой, по Вышеславцеву, – это отношение «компаса» и «руля»), разрешение этой антиномии Вышеславцев видел в христианской этике: благодатный призыв, исходящий от Бога, преображает свободу произвола в свободу в добре («Этика преображённого Эроса», 1931). Нормативной этике «закона» (ветхозаветная этика, этика И. Канта) Вышеславцев противопоставил новозаветную этику «благодати» как этику «свободы»: закон только подавляет аффекты, хаотические подсознательные влечения (провоцируя иррациональное противоборство), но не преображает их в любовь к высшим ценностям, как это делает благодать. Силой, формирующей («сублимирующей») подсознательные влечения, эротические по своей природе (в трактовке «сублимации», как и иррациональной сверхсознательной «самости» человека, Вышеславцев использовал концептуальный аппарат аналитической психологии К. Г. Юнга, с которым он был лично знаком), обладают только образы воображения, а не императивы и установки воли. Однако воображение для Вышеславцева – только начальная стадия «сублимации», которая завершается «преображением», «обóжением» (Вышеславцев опирался при этом на учение об Эросе восточнохристианских отцов Церкви, прежде всего Ареопагитики и Максима Исповедника).
Вышеславцев остро критиковал все формы онтологического и аксиологического редукционизма: панлогизм Г. В. Ф. Гегеля, ведущий к отрицанию иррациональной стороны бытия, «сексуальный материализм» З. Фрейда, аналогичный «экономическому материализму» К. Маркса с характерным для них сведением высшего к содержащемуся в нём низшему (противоположная «сублимации» «профанация», или «игра на понижение») и т. п. В своём последнем труде «Кризис индустриальной культуры. Марксизм, неосоциализм, неолиберализм» (1953) Вышеславцев выступил с критикой массового общества, рассматривая капитализм и социализм как две разновидности «индустриализма» – особой духовной установки, для которой единственной целью и ценностью становится максимальный рост материального производства.