Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства
Всеросси́йская тво́рческая мастерска́я эстра́дного иску́сства (ВТМЭИ имени Л. С. Маслюкова), учебно-методический и репетиционно-постановочный центр (Москва). Работал в 1961–2014 гг. Деятельность центра была направлена на создание эстрадных программ и номеров в разных жанрах, оказание помощи артистам в совершенствовании профессионального мастерства.
История организации
ВТМЭИ основана в 1961 г. Министерством культуры РСФСР как учебное заведение по инициативе Л. С. Маслюкова, который оставался её бессменным директором и художественным руководителем до смерти (1992). В 1991 г. реорганизована в государственное малое предприятие – Всероссийскую творческо-производственную мастерскую эстрадного искусства (ВТПМЭИ), с 1997 г. вновь государственное учреждением культуры – ВТМЭИ. С 1992 г. имени Л. С. Маслюкова. С 1992 г. директором и художественным руководителем назначена И. П. Осинцова – жена Маслюкова (в 1977–1992 гг. главный режиссёр-постановщик эстрадных номеров); руководила организацией до её ликвидации в 2014 г.
В 1-й половине 1990-х гг. в связи со сложной экономической ситуацией в стране возникла угроза закрытия организации. С официальными прошениями о сохранении ВТПМЭИ и оказании ей финансовой помощи в Министерство культуры РФ и правительство Москвы неоднократно обращались И. К. Архипова, Б. С. Брунов, М. А. Захаров, И. Д. Кобзон, Ю. В. Никулин, Е. В. Петросян, К. А. Райкин, М. А. Ульянов, Г. В. Хазанов, М. А. Эсамбаев и др.
Со дня основания базировалась в Зелёном театре Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ, в 1992–2014 Всероссийский выставочный центр, ВВЦ), в 1993 г. здание Зелёного театра передано ВТМЭИ в полное хозяйственное ведение.
В 2011 г. в Центральном доме актёра имени А. А. Яблочкиной прошёл последний юбилейный вечер ВТМЭИ «Нам – 50». В 2014 г. организация прекратила своё существование.
Учебный процесс и основные направления деятельности
В мастерской ставились номера всех жанров эстрадного искусства: разговорного, вокального, вокально-инструментального, хореографического и оригинального. До начала 1990-х гг. артисты зачислялись в ВТМЭИ по направлениям государственных концертных организаций (филармоний и др.), затем на основе профессионального кастинга. Художественным советом определялся жанр, в котором будет работать артист, формировалась постановочная группа (авторы, композиторы и режиссёры), для постановки номеров за счёт мастерской приобретались литературные и музыкальные произведения, сценические костюмы, реквизит, декорации, бутафория, музыкальные инструменты. Студентам преподавалась история эстрадного искусства, проводились мастер-классы по смежным эстрадным жанрам. Обучение продолжалось от шести месяцев до двух лет. За годы работы ВТМЭИ окончили более 3,5 тыс. артистов, в их числе: Т. Н. Баранова, Ю. Г. Богатырёв, В. Н. Данилин, А. А. Елизаров, Т. Н. Зайцева и Е. Н. Зайцева (групповой сценический псевдоним Сёстры Зайцевы), Е. А. Камбурова, Г. А. Каменный, В. Я. Леонтьев, О. Ф. Марусев, В. А. Переводчиков, Е. В. Петросян, Л. Г. Полищук, В. А. Серов, В. Ю. Троян, Е. И. Троян, М. Я. Тюменцев, В. А. Цыренжапов, В. Н. Чернов.
В ВТМЭИ создавались сольные и сборные концертные программы с разножанровыми номерами для филармоний СССР, затем России и стран постсоветского пространства. В учебно-методическом центре на постоянной основе велись работы по поиску, сбору и систематизации архивных фото-, кино- и видеоматериалов по истории отечественной и зарубежной эстрады.
«ВТМЭИ выпустила огромное количество артистов… "Иных уж нет, а те далече". Но те, кто по-прежнему привлекает внимание зрителей, все они оттуда – из ВТМЭИ. <…> ВТМЭИ делала главное для эстрадного артиста – то, что Смирнов-Сокольский [Н. П. Смирнов-Сокольский] называл "Его величество номер". Ничего не может быть на эстраде без номера. <…> В Мастерской знали какой-то особый секрет этого обучения. <...> Сюда ведь приезжали молодые люди со всего Союза! И этих ребят отправляли обратно в филармонии выученными, и всю свою жизнь они выходили на сцену благодаря тому, что за их спиной стояла Мастерская» (Хазанов // Всё движется любовью. Москва, 2003. С. 216).
В 2008 г. дирекцией ВТМЭИ была учреждена стипендия имени Л. C. Маслюкова для начинающих артистов эстрады.
«Не было в мире другой такой Студии. Это был эстрадный "университет". Там я узнала, что такое "фордершпрунг", сальто, третья позиция, меня научили, как надо говорить, как надо кланяться, вымуштровали прямую осанку. При желании я могла бы профессионально освоить все эстрадные жанры. Такая Мастерская просто необходима начинающим артистам» (Полищук // Всё движется любовью. Москва, 2003. С. 274).
Эстрадные программы, поставленные ВТМЭИ
За время существования ВТМЭИ её режиссёрами было поставлено более 70 эстрадных программ, юбилейных вечеров и гала-концертов. Среди них: «В жизни раз бывает 18 лет» (Московский государственный театр Эстрады, 1962), «Эстрада СССР» (к 40-летию образования CCCP, театр «Эрмитаж», Москва, 1962), «Осторожно, новички!» (Московский государственный театр Эстрады, 1964), «Нам двадцать лет» (там же, 1965), «В путь дорогу» (там же, 1966), «На эстраде омичи» (Московский государственный театр Эстрады, Омская областная филармония, 1967), «Огни Москвы» (Зелёный театр Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького, 1967), «Огоньки» [Кремлёвский дворец съездов, Московский государственный театр эстрады, Алтайская краевая филармония (Барнаул), 1968], «На эстраде омичи – 2» (Московский государственный театр эстрады, Омская областная филармония, 1969), «Сеспель» (Чувашская государственная филармония, 1969), «Эстрадная программа» (Якутская государственная филармония,1969), «У самого синего моря» (Сочинская государственная филармония, 1970), «Эстрада – любовь моя» (Татарская государственная филармония, 1970), «Девчата» (Московская областная филармония, 1971), «Песня, гитары и пантомима» (Росконцерт, Москва, 1971), «На эстраде омичи – 3» (Кремлёвский дворец съездов, Московский государственный театр Эстрады, Омская областная филармония, 1972), «Чорон» (Якутская государственная филармония, 1973), «Эстрадная молодёжная» (Московский государственный театр Эстрады, 1973), «По следам бременских музыкантов» (Уфа, 1973), «Эстрада Коми АССР» (Коми государственная академическая филармония, 1974), «Марийская эстрада» (Марийская государственная филармония, 1974), «Строителям БАМа – молодые артисты эстрады» (первая бригада артистов выступила перед строителями БАМа, 1974), «Молодость выбрала БАМ» (Кремлёвский дворец съездов, 1974), «Когда приходит почта полевая» [Кремлёвский дворец съездов, Алтайская краевая филармония (Барнаул), 1975], «Сибирью рождённые» (Омская областная филармония, 1975), «Какая песня без баяна?» (Росконцерт, Москва, 1976), «Сентябрьская мелодия» (Росконцерт, Москва, 1977), «Эстрада Бурятии» (Бурятская государственная филармония, 1977), «Турнир» (Центральный дом литераторов, 1979), «Страницы эстрадных жанров» (Москонцерт, 1979), «Мэнго» (Камчатская областная филармония, Петропавловск-Камчатский, 1980), «ВТМЭИ – 20 лет» (Росконцерт, Москва, 1980), «Эстрадное трио» (Росконцерт, Москва, 1980), «Золотое кольцо России» (Горьковская областная филармония, ныне Нижегородская государственная академическая филармония имени М. Л. Ростроповича, 1981), «Северное сияние» (Якутская государственная филармония, 1982), «Чорон» (там же, 1982), «В стане кукол» (Амурская областная филармония, Благовещенск), 1982), «Всё как у людей» (там же, 1982), «Добро пожаловать!» (Росконцерт, Москва,1983), «Пермская эстрада» (Пермская областная филармония, 1983), «Чудеса да и только» (Государственная филармония Кузбасса, Кемерово, 1983), «Планета людей» (Росконцерт, Москва, 1984), «Психологические миниатюры» (Татарская государственная филармония, 1984), «Искусство факиров восточных стран» (там же, 1984), «Как прекрасен этот мир» (Казахконцерт, Алма-Ата, 1985), «Фокусы – это просто» (Пермская областная филармония, 1985), «Талашкинские вечера» (Смоленская областная филармония, 1985), «Балагуры» (Хабаровская краевая филармония, 1985), «Гость из космоса» (Приморская краевая филармония, Владивосток, 1986), «Четверть века для эстрады» (Московский государственный театр Эстрады, 1986), «Объяснение в любви» (Красноярская краевая филармония, 1987), «Песни и танцы народов мира» (Армглавконцерт, Ереван, 1987), «Зал игральных автоматов» (Удмуртская государственная филармония, Ижевск, 1987), «Чудаки-чудесники» (Пермская областная филармония, 1988), «Восточная сказка» (Казахконцерт, Алма-Ата, 1988), «О песня русская, родная...» (Тамбовская областная филармония, 1992), «Я так любила вас» (Московская область, Реутово-1, 1993), «Как прекрасен этот мир» (Псков, 1994), «Эти разные, разные лица» (Дворец культуры имени В. П. Чкалова, г. Белая Калитва Ростовской области, 1997), «Край родной, навек любимый» (Мордовская государственная филармония, Саранск, 1997), «Смех для всех» (Дворец культуры имени В. П. Чкалова, г. Белая Калитва Ростовской области, 1998), «Танцевальная вечеринка» (Ярославль, 1998), «BBЦ-60» [к 60-летию образования пожарной охраны на ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка) – ВДНХ – ВВЦ (Всероссийский выставочный центр), 1999], «Честные обманщики» (Москва, 2000), «Кузница звёзд» (к 40-летию ВТМЭИ, Московский государственный театр Эстрады, 2001), «Дорога» (Центральный дом работников искусств, 2002), «В жизни раз бывает 90 лет» (к 90-летию режиссёра-постановщика ВТМЭИ Н. И. Павловского, там же, 2002), «Друзьям эстрады посвящается» (к 45-летию ВТМЭИ, Московский государственный театр Эстрады, 2006), «Нам – 50» (к 50-летию ВТМЭИ, Центральный дом актёра имени А. А. Яблочкиной, Москва 2011).
В ВТМЭИ работали
Главные консультанты ВТМЭИ (в разные годы): С. Ф. Бондарчук, Л. К. Дуров, В. С. Жак, Л. А. Мозжухина, П. И. Нечепоренко, Е. В. Петросян, А. И. Райкин, Л. А. Русланова, Н. Н. Рыкунин, Н. П. Смирнов-Сокольский, Г. А. Товстоногов, Е. Д. Уварова, Л. О. Утёсов, К. И. Шульженко и др.
Состав первого художественного совета ВТМЭИ (1961): П. Ф. Аболимов, А. Г. Алексеев, С. М. Балашов, Н. В. Богословский, М. Н. Гаркави, Р. В. Зелёная, В. И. Кильчевский, А. П. Конников, С. Г. Корень, Л. С. Ленч, С. В. Михалков, Н. Г. Минх, Л. Б. Миров, И. С. Набатов, В. В. Познанский, Т. А. Птицына, А. А. Редель, Л. А. Русланова, Н. П. Смирнов-Сокольский, Н. А. Стрельцов, П. А. Тарасов, Л. О. Утёсов, М. М. Хрусталёв, И. Г. Шароев, К. И. Шульженко.
В разные годы в художественный совет входили: Л. Л. Авдеенко, А. Е. Бегак, Д. Е. Бегак, И. М. Болотина, Б. С. Брунов, А. Д. Вельдман (Кронгауз), Г. П. Виноградов, И. А. Виноградский, Б. Я. Воронин, В. Я. Воронин, Е. К. Гедеванова, Ю. А. Гусаков, И. М. Дагаева, В. П. Дворянинова, Г. Г. Дёмин, А. А. Елизаров, М. А. Захаров, Е. 3. Захаров, Т. А. Захаровская, Ю. А. Зацарный, В. А. Зубков, Л. М. Измайлов, Л. И. Карпенко, С. А. Каштелян, Н. Н. Комов, С. А. Кочетов, М. А. Красюк, В. К. Лавров, А. И. Левин, С. М. Макаров, Е. И. Михалин, Р. М. Мухаметшина, Л. Л. Николаева, А. М. Новицкий, М. И. Ножкин, И. П. Осинцова, Н. И. Павловский, Н. Н. Песков, Д. Я. Покрасс, Д. В. Покровский, М. Ф. Полевая, В. С. Поляков, Е. Н. Ржавинский, Н. O. Рубан, В. М. Савина, Г. В. Сазонов, С. С. Самодур, В. А. Серов, А. И. Стрельченко, P. E. Славский, Г. К. Териков, С. Г. Тим, В. А. Токарев, Л. М. Французов, М. П. Харитонов, А. А. Харламова, М. А. Эсамбаев, Д. А. Яковлев, И. П. Яунзем.
Режиссёры: Н. П. Акимов, В. Я. Балон, В. П. Беляков, М. Н. Бернес, Ж. В. Бичевская, А. И. Бойко, Б. Я. Бреслер, Б. С. Брунов, А. Н. Василевский, Г. П. Виноградов, 3. Е. Гердт, С. М. Дитятев, Е. 3. Донская, Н. И. Дорда, Г. М. Дудник, М. А. Захаров, Р. В. Зелёная, М. С. Злотников, В. С. Канцель, С. А. Каштелян, А. Н. Кисс, Н. А. Кисс, В. Н. Кисс, М. Б. Кох, А. С. Крюков, С. Я. Курепов, М. А. Ладынина, А. С. Левенбук, А. Л. Левшин, С. В. Лукьянов, С. М. Макаров, А. С. Маслюков, Т. Г. Миансарова, П. И. Нечепоренко, Д. В. Покровский, И. К. Папазов, О. А. Польди, М. Г. Розовский, Н. Н. Рыкунин, С. С. Самодур, Р. Е. Славский, И. С. Фридман, Г. Н. Чухрай, Н. А. Ширай, А. А. Ширвиндт, В. Д. Шпак, И. П. Яунзем и др.
Авторы: В. Е. Ардов, А. М. Арканов, А. И. Безыменский, Ю. Н. Благов, Г. Н. Добровольская, Н. Н. Добронравов, Л. М. Измайлов, Я. А. Костюковский, Л. Г. Куксо, Л. И. Лагин, О. Ю. Левицкий, В. А. Лившиц, В. А. Марьяновский, B. 3. Масс, М. И. Ножкин, М. С. Пляцковский, Э. 3. Радов, Б. М. Рацер, М. И. Райкин, М. А. Тривас, А. А. Трушкин, И. Г. Финк, Ю. С. Энтин и др.
Композиторы: Р. Б. Амирханян, Д. В. Ашкенази, А. А. Бабаджанян, Н. В. Богословский, В. Г. Добрынин, А. П. Долуханян, Т. Е. Ефимов, А. С. Зацепин, И. В. Зубков, Л. А. Лядова, Н. Г. Минх, В. И. Мурадели, С. М. Мухамеджанов, А. И. Островский, Р. В. Паулс, А. Н. Пахмутова, Г. Ф. Пономаренко, Ю. С. Саульский, А. Э. Спадавеккиа, М. Е. Табачников, М. Л. Таривердиев, В. Е. Терлецкий, С. С. Туликов, Д. Ф. Тухманов, А. Г. Флярковский, М. Г. Фрадкин, Я. А. Френкель, Н. Я. Чайкин, В. Я. Шаинский и др.
Балетмейстеры: В. А. Варковицкий, П. Л. Гродницкий, В. А. Манохин, М. М. Мнацаканян, Н. В. Огрызков, Н. В. Руколь, В. А. Шубарин и др.
Художники: Е. А. Богданова, М. Я. Жорницкая, Н. М. Коковина, М. 3. Ратнер и др.
Полный список сотрудников ВТМЭИ см.: История ВТМЭИ. 2003. С. 339–411.