Никулин Юрий Владимирович
Нику́лин Ю́рий Влади́мирович (18.12.1921, Демидов Смоленской губернии, ныне Смоленская область – 21.8.1997, Москва), российский артист и режиссёр цирка, клоун, киноактёр, телеведущий, Герой Социалистического Труда (1990), заслуженный артист РСФСР (1963), народный артист РСФСР (1969), народный артист СССР (1973).
Биографические сведения
Отец – Владимир Андреевич Никулин (1898–1964), режиссёр и актёр основанного им в Демидове передвижного театра «Теревюм» («театр революционного юмора», 1922), организатор и тренер в городе футбольной команды. Мать – Лидия Ивановна Никулина (урождённая Германова; 1902–1979), актриса. В 1925 г. семья переехала в Москву.
В 1939 г., по окончании средней школы, Ю. В. Никулин призван в Красную армию. В составе 115-го зенитно-артиллерийского полка участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 гг., затем в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (под Ленинградом). С 1943 г. командир отделения разведки, позднее помощник командира взвода 72-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. По окончании войны служил на территории Восточной Пруссии, демобилизован 18 мая 1946 г. в звании старшего сержанта. Награждён медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За отвагу» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945).
В 1950 г. окончил школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре (руководитель М. С. Местечкин) и до 1981 г. был артистом этого цирка.
С 1958 г. снимался в кино, сыграл более 40 ролей в игровых фильмах.
В 1981 г. Никулин оставил манеж. С того же года он – главный режиссёр Московского цирка на Цветном бульваре, в 1982–1997 гг. его директор и художественный руководитель. В 1985–1989 гг. руководил строительством нового здания цирка. С 1996 г. цирк носит его имя.
С 1992 г. председатель правления Российского фонда мира. В 1997 г. создал благотворительный фонд «Цирк и милосердие» для помощи ветеранам и молодым артистам цирка.
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1970; за ряд комедийных ролей в кино).
8 сентября 1981 г. в честь Ю. В. Никулина названа малая планета (4434), открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. В. Журавлёвой.
Премия ОРКФ «Кинотавр» в Сочи в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995).
Почётный гражданин города Демидова (1997).
Награждён орденом «Знак Почёта» (1967), орденом Ленина (1980, 1990), орденом Отечественной войны 2-й степени (1985), орденом Трудового Красного Знамени (1986), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1996; за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие циркового искусства); медалью «За трудовую доблесть» (1958), медалью Жукова (1996) и др.
Его жена – Татьяна Николаевна Никулина (урождённая Покровская) (14.12.1929–26.10.2014), в 1951–1981 гг. артистка цирка, выступала в репризах и клоунадах вместе с мужем и М. И. Шуйдиным. С 1997 г. консультант по творческим вопросам Московского цирка Никулина на Цветном бульваре. Снялась в кинокартине «Бриллиантовая рука» в роли гида по Стамбулу. Переводила детективы с английского языка. Награждена орденом Почёта (2002).
Их сын – Максим Юрьевич Никулин. Внуки: Мария Максимовна Никулина (род. 26.12.1981), врач-нейрохирург, живёт в Мюнхене; Юрий Максимович Никулин (род. 29.5.1986), театровед, менеджер, пресс-атташе и руководитель отдела рекламы, PR-службы и спецпроектов Московского цирка Никулина на Цветном бульваре; Максим Максимович Никулин (род. 13.11.1988), продюсер, заместитель руководителя зарубежного гастрольного отдела Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.
Никулин – артист цирка
Первое выступление артиста на манеже Московского цирка на Цветном бульваре состоялось 25 октября 1948 г. в дуэте с Б. М. Романовым в репризе «Натурщик и халтурщик».
В 1948–1950 гг. Ю. В. Никулин работал в клоунской группе Карандаша, участвовал в клоунадах «Автокомбинат», «Сценка в парке» («Статуя»), «Лейка», «Сценка на лошади» и др.
В 1950–1981 гг. выступал в клоунском дуэте с М. И. Шуйдиным, первая совместная работа – клоунада «Наболевший вопрос» (1951). Репертуар артистов отличался жанровым разнообразием, включал классические клоунады («Лошадки», или «Пешая кавалерия»), традиционные репризы ковёрных клоунов («Змея», «Гиря», «Насос», «Свечка», «Табурет»), сатирические скетчи («Торговля», «Тараканы», «Шипы и розы»), сюжетные антре («Весёлые рыболовы», «Алкоголики»), клоунады-пародии («Брёвнышко»). Особенностью дуэта было достижение комического эффекта эксцентрическими, буффонадными приёмами актёрской игры, без традиционного использования трюков цирковых жанров (акробатики, жонглирования и др.).
Никулин – киноактёр. Широкая популярность
Кинодебют – эпизодическая роль пиротехника-неудачника в кинокартине «Девушка с гитарой» (режиссёр А. М. Файнциммер, 1958). Острохарактерная внешность, естественная эксцентричность и яркая мимика артиста сделали его востребованным исполнителем комических эпизодов. В этом амплуа он снялся в игровых фильмах: «Неподдающиеся» (Василий Клячкин, выпивоха с завода, режиссёр Ю. С. Чулюкин, 1959), «Яша Топорков» (Проша, воспитуемый, режиссёр Е. Е. Карелов, 1960), «Мёртвые души» [официант (нет в титрах), режиссёр Л. З. Трауберг, 1960], «Человек ниоткуда» (старшина милиции, режиссёр Э. А. Рязанов, 1961), «Друг мой, Колька!» (Вася, режиссёры А. А. Салтыков, А. Н. Митта, 1961), «Укрощение строптивой» (руководитель церковного хора мальчиков, режиссёр С. Н. Колосов, 1961), «Деловые люди», новелла «Родственные души» (грабитель, режиссёр Л. И. Гайдай, 1962), «Молодо-зелено» (Николай, шофёр, режиссёр К. Н. Воинов, 1962), «Дайте жалобную книгу» (продавец в магазине одежды, режиссёр Э. А. Рязанов, 1965), «Фантазёры» (человек на пляже, режиссёр И. С. Магитон, 1965), «Новенькая» (Евгений Иванович, сосед Вали, режиссёр П. Г. Любимов,1968), «Денискины рассказы» (сосед Дениски из похожего дома, режиссёр В. А. Храмов, 1970), «Телеграмма» (Фёдор Фёдорович, резчик-любитель, режиссёр Р. А. Быков, 1971), «12 стульев» (Тихон, дворник в Старгороде, режиссёр Л. И. Гайдай, 1971), «Точка, точка, запятая» (папа Лёши, режиссёр А. Н. Митта, 1972).
Умение артиста создавать обаятельные, добрые образы отрицательных сатирических персонажей активно использовалось в сюжетах киножурналов «Фитиль» [новелла «Пострадавший» (Николай, вор, режиссёр М. И. Анджапаридзе, 1962, фильм № 181-01)] и «Большой фитиль» [новелла «Влип» (Петя-«Петушок», вор-домушник, режиссёр М. И. Анджапаридзе, 1963)].
В 1961 г. режиссёр Л. И. Гайдай в новелле «Пёс Барбос и необычный кросс» (фильм «Совершенно серьёзно») создал по классическим принципам цирковой клоунады трио архетипических комических персонажей – маленького, хитроватого, трусливого и сентиментального Труса (Г. М. Вицин), долговязого, наивного, жизнерадостного и легкомысленного Балбеса (Ю. В. Никулин) и большого, толстого, наглого Бывалого (Е. А. Моргунов). Актёрский ансамбль оказался ярким и популярным у зрителей. В дальнейшем в составе этого трио в образе Балбеса Никулин снялся в кинофильмах: «Сборник комедийных фильмов», новелла «Самогонщики» (режиссёр Гайдай, 1961); «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», новелла «Операция "Ы"» (режиссёр Л. И. Гайдай, 1965), телефильм «В первый час» (скрипач на «Голубом огоньке», режиссёр Ю. С. Сааков, 1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (режиссёр Л. И. Гайдай, 1966), «Сказки русского леса» (Балбес, режиссёр Ю. С. Сааков, 1966), «Семь стариков и одна девушка» (грабитель Балбес, режиссёр Е. Е. Карелов, 1968). Последней совместной работой трио стал короткометражный агитационный фильм «Пожара не будет!» (режиссёр Николай Архангельский, 1971), в нём артисты отказались от привычных образов, Никулин сыграл положительный образ сварщика Ивана.
Одной из самых ярких киноработ Ю. В. Никулина стала роль Семёна Семёновича Горбункова в кинокартине «Бриллиантовая рука» (режиссёр Л. И. Гайдай, 1968). Созданный актёром комедийно-гротесковый образ по-детски непосредственного, наивного человека оказался созвучен своему времени и зрительским ожиданиям. В этот же ряд можно поставить роль следователя Николая Сергеевича Мячикова в кинокартине «Старики-разбойники» (режиссёр Э. А. Рязанов, 1971).
Популярность Никулина-киноактёра повлияла на его известность и узнаваемость как циркового артиста. В амплуа камео он снялся в кинокартинах: «Без страха и упрёка» (режиссёр А. Н. Митта, 1963), «Маленький беглец» (режиссёры Э. Н. Бочаров, Кинугаса Тэйносукэ, 1966), телефильмах «Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков» (режиссёр В. А. Онищенко, 1991), киножурнале «Ералаш» (выпуск № 38), сюжете «Однажды в булочной» (дядя Юра, фокусник, режиссёр П. Г. Любимов, 1983), а также в ролях клоунов в кинокартинах цирковой тематики «Приключения Травки» (клоун Чичимори, режиссёр А. С. Кордон, 1976), короткометражной «Клоуны и дети» (клоун, режиссёр А. Н. Митта, 1976), «Не хочу быть взрослым» (клоун на телевидении, режиссёр Ю. С. Чулюкин, 1982).
Как серьёзный драматический артист Ю. В. Никулин раскрылся в кинокартине «Когда деревья были большими» (режиссёр Л. А. Кулиджанов, 1961), создав многоплановый трагикомический образ Кузьмы Кузьмича Иорданова, морально опустившегося, одинокого человека, мучительно ищущего пути изменения образа жизни и социальной адаптации в обществе. Важным этапом в кинематографии артиста стала картина «Ко мне, Мухтар!» (режиссёр С. И. Туманов, 1964), младший лейтенант милиции Николай Глазычев в его исполнении – первый положительный, героический персонаж, изменивший сложившееся представление о Ю. В. Никулине как артисте маргинально-комического плана. В кинокартине А. А. Тарковского «Андрей Рублёв» (1966) актёр создал пронзительно трагический образ монаха Патрикея, принявшего мученическую смерть за веру.
Большой личный военный опыт позволил Никулину точными, лаконичными штрихами создать яркие достоверные образы в кинокартинах, посвящённых Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: «Они сражались за Родину» (рядовой Некрасов, режиссёр С. Ф. Бондарчук, 1975), «Двадцать дней без войны» (майор Василий Николаевич Лопатин, военный корреспондент; режиссёр А. Ю. Герман, 1976), короткометражный «Тут… недалеко» (приезжий, режиссёр Г. М. Николаенко, 1979).
Снялся в документальных фильмах: «Мы идём в цирк…» (режиссёр С. М. Гильман, 1964), «Это очень, очень серьёзно…» (из документального цикла «Великие клоуны», режиссёр Л. М. Кристи, 1966), «Коллекция Капы» (режиссёр В. Е. Ардов, 1966), «Юрий Никулин» (из документального цикла «Великие клоуны», режиссёр-оператор И. С. Гутман, 1967), «День цирка на ВДНХ» (1967), «Парад-алле» (комментатор, режиссёр И. С. Гутман, 1969), «Пётр Мартынович и годы большой жизни» (режиссёр Н. В. Орлов, 1974), «Сегодня и ежедневно» (режиссёр Г. В. Визитей, 1978), «А также цирк» (режиссёр В. А. Орлов, 1983), «Конкурс» (режиссёр Е. И. Габрилович, 1983), «Цирк нашего детства» (режиссёр А. Е. Габрилович, 1983), «Прощай, старый цирк» (режиссёр А. К. Симонов, 1985), «Цирк для моих внуков» (режиссёр А. Е. Габрилович, 1989), «Голос памяти» (Анатолий Папанов; режиссёр Л. А. Пчёлкин, 1990), «Инна Гулая» (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили», режиссёр Л. А. Филатов, 1993), «Ожидание концерта» (1995).
Озвучил роль Бобика в анимационном фильме «Бобик в гостях у Барбоса» (режиссёр В. И. Попов, 1977).
Последней крупной работой артиста в кино стала роль Николая Николаевича Бессольцева, дедушки главной героини Лены (К. Э. Орбакайте) в кинокартине «Чучело» (режиссёр Р. А. Быков, 1983). Никулин создал глубокий, наполненный истинным, внутренним драматизмом образ интеллигентного человека, вступившего в непримиримую конфронтацию с несправедливостью и лицемерием общества.
Работа на телевидении. Аудиозаписи
На телевидении в 1993–1997 гг. вёл юмористическую передачу «Клуб "Белый попугай"» на телеканале «ОРТ», постоянно участвовал в передаче «В нашу гавань заходили корабли». Трижды участвовал в шоу «Поле чудес» (25 октября 1991, 1 апреля 1994, 7 ноября 1996).
Озвучил музыкальную сказку А. И. Хайта «Происшествие в стране Мульти-Пульти» (Балбес, 1981).
Участвовал в записи грампластинок (фирма «Мелодия») – «Юрий Никулин. Товарищ Цирк. Старый клоун» (1971), «Юрий Никулин. Цирк и музыка» (1983). После смерти артиста вышли CD-диски с записями песен в его исполнении – «Актёр и песня. Юрий Никулин» (2002), «Актёр и песня. День победы» (2003), «Grand Collection. Юрий Никулин» (2004), «Радионяня. Лучшие песни» (2006), «Хиты 1960–1980-х. А нам всё равно» (2010).
Посмертная слава
Памятник, изображающий актёра рядом с автомобилем (иллюстрация к фильму «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»), установлен напротив центрального входа в Московский цирк Никулина на Цветном бульваре (2000, скульптор А. И. Рукавишников).
Скульптурная композиция «Арена с тремя клоунами», изображающая Ю. В. Никулина, Карандаша и О. К. Попова (в натуральную величину) установлена перед зданием Тюменского государственного цирка (2004, творческий коллектив Екатеринбургского художественного фонда).
Скульптура, изображающая персонажей фильма «Бриллиантовая рука», установлена в Сочи у здания морского порта (2010, скульпторы В. В. Звонов, А. Н. Бутаев).
Персонажам актёрского трио «Трус, Балбес и Бывалый» установлены бронзовые памятники: в Перми – напротив кинотеатра «Кристалл» (2010, скульптор А. Л. Залазаев), Иркутске – около Иркутского государственного цирка (2012, скульпторы А. М. Миронов и Л. И. Сериков, архитектор С. Б. Демков).
Бронзовый памятник Ю. В. Никулину и М. Н. Шуйдину, изображающий сцену из клоунады «Лошадки», установлен в Курске перед зданием цирка (2011, скульпторы И. А. Минин, Н. П. Криволапов).
Скульптурная композиция «Они сражались за Родину» по мотивам одноимённого фильма, в которой присутствует персонаж Ю. В. Никулина, установлена в Москве перед зданием Министерства обороны РФ на Фрунзенской набережной (скульптор А. И. Игнатов, студия военных художников имени М. Б. Грекова, 2016).
В 1999 г. на могиле артиста на Новодевичьем кладбище установлен бронзовый памятник (скульптор А. И. Рукавишников), в 2017 г. установлен QR-код, считав который можно ознакомиться с биографией артиста, посмотреть фотографии и видео, оставить слова памяти. В 2011 г. открыт памятник Ю. В. Никулину на родине артиста в Демидове (скульптор И. Н. Чумаков). В Москве на фасаде дома, где он жил в 1970–1997 гг. (улица Большая Бронная, 2/6), установлена мемориальная доска (2021, скульптор А. И. Рукавишников).
Имя Ю. В. Никулина носит (с 2001) Центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина» (в 2006 здесь открыт мемориальный музей артиста). Его именем названы новая улица в Кургане (в микрорайоне Левашово, 2016), улица в Москве (близ станции метро «Динамо», 2018), часть сквера Пограничников в Сестрорецке (район Санкт-Петербурга, 2021).
Почтой России выпущены конверт с изображением кадра из фильма «Деловые люди» (Ю. В. Никулин и Р. Я. Плятт; 2008) и почтовый блок, посвящённый 100-летию Российского государственного цирка с портретом Ю. В. Никулина (2019).
Центральный банк РФ выпустил памятные монеты номиналом 25 рублей с изображением Ю. В. Никулина к 100-летию со дня его рождения (2021).