Самодур Семён Соломонович
Самоду́р Семён Соломо́нович [4(17).1.1911, г. Буй Костромской губернии, ныне Костромская область – 5.6.1991, Москва], российский актёр и режиссёр театра кукол, народный артист РСФСР (1966).
Родился в семье акушерки и земского врача Соломона Смодера, личного почётного гражданина г. Буй. Затем семья переселилась в село Люберцы Московского уезда Московской области, где отец Самодура до 1917 г. держал зубную клинику.
Самодур с детства увлекался рисованием. Художественное образование получил в Государственной Хамовнической профессиональной школе изобразительных искусств (т. н. Студия П. Я. Павлинова, основанная художником-графиком П. Я. Павлиновым; около 1930), в техникуме при издательстве «ИЗОГИЗ» и в вечернем Педагогическом институте (предположительно, в Московском государственном педагогическом институте имени А. С. Бубнова, отделение ИЗО, 1930–1933). Подрабатывал, оформляя площади к праздникам и витрины магазинов.
В Центральный театр кукол (ЦТК) пришёл из Центрального дома художественного воспитания детей (декабрь 1933), где недолго работал художником-оформителем (возглавлял цех по изобретению настольных аттракционов). Оформил передвижную фотовыставку к спектаклю «Братья Монгольфье» Г. Л. Владычиной и Е. Я. Тараховской (1934), посвящённую успехам современной авиации, работал реквизитором, заведующим постановочной частью. В начале 1934 г. по предложению С. В. Образцова заменил актёра, внезапно ушедшего из театра. Сыграв в спектакле «Пузан» Г. И. Матвеева две роли (Медведя и Милиционера), обнаружил актёрские способности и с ноября 1934 г. вошёл в труппу.
Наделённый харизмой и обаянием, Самодур легко включился в насыщенную экспериментами творческую жизнь театра. С его именем во многом связан успех таких ключевых спектаклей Государственного академического центрального театра кукол (ГАЦТК) довоенного времени, как «Гусёнок» Н. В. Гернет (1935), «По щучьему велению» Е. Я. Тараховской (1936), «Волшебная калоша» Г. И. Матвеева (1936), «Ночь перед Рождеством» по Н. В. Гоголю (1940). В каждом из них сыграл от двух до пяти ролей.
В годы Великой Отечественной войны Самодур принимал активное участие в работе фронтовых бригад ГАЦТК. Большой популярностью у бойцов пользовалась исполняемая им остросатирическая роль А. Гитлера в образе немецкой овчарки из номера по пьесе С. Серпинского «Радиоперехват» («Собачье заседание»).
Этапными для Самодура стали роли в первых послевоенных спектаклях театра: детском «Маугли» (1945) по Р. Киплингу, где он убедительно и экспрессивно сыграл свирепого тигра Шерхана и мудрого питона Каа, и взрослом спектакле-пародии «Обыкновенный концерт» (1946, впоследствии – «Необыкновенный концерт»), в котором он стал первым исполнителем роли конферансье Эдуарда Апломбова. Создавая рисунок роли, Самодур ориентировался на манеру знаменитого конферансье М. Н. Гаркави. Конферансье в исполнении Самодура был самовлюблённым балагуром, чьи остроты подчас имели двойной смысл. В работе над номерами «Цыганский хор заполярной филармонии под управлением Паши Пашина» и «Танго» открылся его талант постановщика кукольных танцев. С 1946 г. ставил танцевальные номера в большинстве спектаклей ГЦТК.
При постановке спектакля «Обыкновенный концерт» Самодур изобрёл институт актёров-помощников, позволяющий ведущему актёру, работающему с куклой сложной конструкции, делегировать часть её движений одному или нескольким помощникам.
Одной из наиболее значимых ролей стал Создатель в «Божественной комедии» (1961) по пьесе И. В. Штока. Основным партнёром Самодура в этом спектакле был З. Е. Гердт, игравший Адама. Всего Самодур сыграл в ГАЦТК около 60 ролей.
Первая режиссёрская работа Самодура – спектакль «Маугли» Н. В. Гернет (1945), в постановке которого он помогал С. В. Образцову и В. А. Громову. Первой самостоятельной постановкой Самодура-режиссёра стала вторая редакция спектакля для детей «Волшебная калоша» Г. И. Матвеева (1964), поставленного С. В. Образцовым и О. А. Ушаковой (1936). Во второй редакции Самодур создал «милый, простодушный спектакль, по-детски прямолинейный и обаятельный» (Т. Троицкая, «Огонёк», № 10 от 7.3.1965).Всего в ГАЦТК Самодур поставил 26 спектаклей (в основном, вместе с С. В. Образцовым), наиболее значимыми из которых были «Чёртова мельница» (1953) и «Божественная комедия» (1961) И. В. Штока, «Дракон» Е. Л. Шварца (1980). Удачей режиссёра стал спектакль «Сказка о царе Салтане» по одноимённому произведению А. С. Пушкина (1974) – оригинальная постановка, сочетающая живой и кукольный планы и строго следующая тексту поэта.
Как актёр дубляжа принял участие в 26 кинокартинах, в том числе «Бабетта идёт на войну» (1959), «Развод по-итальянски» (1961) и «Операция Святой Януарий» (1966), в последнем из них озвучил знаменитого итальянского комика Тото. В многосерийном мультипликационном фильме «Незнайка в Солнечном городе» озвучивал Директора зоопарка. В кинофильме «Среди тысячи дорог» (1983) сыграл свою единственную кинороль – режиссёра Михаила Георгиевича Муромцева.
В 1989 г. вместе с женой, актрисой Ириной Ильиничной Панярской (1927–1996), и актёром В. В. Рябовым покинул ГАЦТК. В 1990 г. предпринял попытку создания собственного театра «Три Эс» (в арендованном помещении в Школе-студии МХАТ), начав работу над спектаклем по юмористическим рассказам А. П. Чехова, соединявшим игру актёров и кукол. Замысел остался нереализованным.