Елизаров Анатолий Александрович
Елиза́ров Анато́лий Алекса́ндрович (настоящая фамилия Елизарьев) (16.2.1943, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 4.5.2023, по другим данным, 8.5.2023, Москва; похоронен на Троекуровском кладбище), российский артист эстрады, мим, актёр, режиссёр, педагог, заслуженный артист РФ (1995).
Родился в блокадном Ленинграде в семье военных. В детстве занимался спортивной гимнастикой и фехтованием. В 1957–1960 гг. участник студии пантомимы под руководством Р. Е. Славского при ленинградском Доме культуры промкооперации (с 1960 Дворец культуры имени Ленсовета). Окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (1963). В 1981 г. окончил факультет режиссёров эстрады Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС).
В 1960–1963 гг. артист ансамбля «Мим» Московского мюзик-холла, участвовал в спектаклях «Когда зажигаются звёзды» (режиссёры А. Н. Конников и Л. Б. Миров, 1960), «Москва – Венера, далее везде…» (режиссёры те же, 1961). Профессиональный дебют состоялся летом 1960 г. на сцене Зелёного театра Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького.
В 1963 г. начал сольную карьеру эстрадного артиста в жанре классической пантомимы. За время творческой деятельности подготовил более 100 пантомимических миниатюр: «Художник», «Горный цветок», «Укротитель удава», «Сеятель», «Волк и журавли», «Прощание мима», «Концерт», «Набатный колокол», «Три бокала» и др. Елизаров использовал образ «чистого мима» – выбеленное пудрой лицо и, как правило, однотонный костюм (рубашка с укороченными рукавами и брюки). «"Русским Марселем Марсо" назвали советского мима швейцарские газеты еще в 1989 году, во время фестиваля искусств СССР в Цюрихе» (цит. по: Вахрамов. 2008. С. 9).
В 1968 г. совместно с Е. А. Камбуровой создал программу «Вечер пантомимы и песни».
В 1985 г. возглавил театральную студию «Зеркало» [с 2003 Т.(еатр) Е.(лизарова) А.(натолия) «МИМД´ АРТ» (на афишах «МИМ d’ART»)], которым руководил до конца жизни (директор и художественный руководитель).
В 1978–1980 гг. педагог по пантомиме в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша), в 1980–2005 гг. педагог (с 1990 доцент) кафедры эстрадного искусства ГИТИСа, в 2002–2008 гг. педагог Центра оперного пения Галины Вишневской, в 2006–2008 гг. педагог Высшего театрального училища (института) имени М. С. Щепкина, в 2008–2011 гг. педагог Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова. В 1980–2011 гг. Елизаров регулярно давал мастер-классы классической пантомимы в России и за рубежом.
Поставил пантомимические эстрадные спектакли и исполнил в них основные роли: «Монологи-I» (моноспектакль, в соавторстве с М. Э. Лиепой, 1971), «Монологи-II» (моноспектакль, в соавторстве М. Э. Лиепой, 1976), «Пантомима в белом» (моноспектакль, 1980), «Сотворение мира» (1981), «Маленький принц» (1983), «Голый король» (1985), «Любовь на винограднике» (художник-постановщик, по пьесе Дж. Рейгана, 1986), «Шарф Коломбины» (1994), «Пиноккио, или Жизнеописание полена» (1996), «Семь смертных грехов» (1997), «Исповедь, или 10 новелл одной жизни» (моноспектакль, 1998), «Играем Пушкина» (1999), «Художник и Судьба» (2003), «Играем Гоголя» (2008), «Шинель» (моноспектакль, 2009).
Режиссёр пантомим в спектакле «Игра» (режиссёр П. О. Хомский, 1996) Государственного академического театра имени Моссовета. Режиссёр по пластике в спектаклях Московского драматического театра «Сфера» – «Скандальное происшествие» (режиссёр В. Н. Иванов, 2001) и «Там же, тогда же» (режиссёр Е. И. Еланская, 2010), в котором исполнил роль Чалмерса.
Участвовал во 2-м Международном фестивале пантомимы «Na Zabradli» в Праге (1971), 12-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве (1985), фестивале пантомимы в Бельгии (1988), фестивале русского искусства в Цюрихе (1989), 1-м Всероссийском конкурсе режиссёров эстрады (диплом лауреата, 1991), 20-м Международном фестивале мимодрамы и пантомимы «Земун-92» (диплом лауреата, золотая медаль, специальный приз «За лучшую актёрскую игру», Белград, 1992), фестивале искусств России в Цюрихе (1994), 11-м российском национальном фестивале искусств «Южные ночи» (диплом лауреата, Геленджик, 2007), 2-м Международном кинофестивале имени Андрея Тарковского (Иваново, 2008), 1-м Международном фестивале искусств и кино «Маэстро» (диплом лауреата, Форте дей Марми, Италия, 2009).
Гастролировал более чем в 55 странах.
В кино снялся в игровых фильмах: «Айболит-66» (в массовых сценах, режиссёр Р. А. Быков, 1966), «Тысячи окон» (эпизод, режиссёры В. А. Роговой и А. В. Спешнев, 1967), «Совсем пропащий» (эпизод, режиссёр Г. Н. Данелия, 1973), «Солнце, снова солнце» (эпизод, нет в титрах, режиссёр С. С. Дружинина, 1976), «Ансамбль неудачников» (Абитуриент, режиссёр Ю. С. Сааков, 1976), «Мнимый больной» (Буффон, режиссёр Л. А. Нечаев, 1979), «Экипаж» (Пассажир, нет в титрах, режиссёр А. Н. Митта, 1979), «Берег» (Пассажир, нет в титрах, режиссёры А. А. Алов и В. Н. Наумов, 1983), «Крик дельфина» (эпизод, режиссёр А. А. Салтыков, 1986), «Давайте без фокусов!..» (эпизод, нет в титрах, режиссёр Г. Д. Бабушкин, 1992), «Год лошади – созвездие Скорпиона» (эпизод, хореограф, режиссёр Н. В. Наумова, 2004).
На телевидении поставил и исполнил пантомимы в документальных фильмах «Короли династии Фаберже» (цикл «Портрет судьбы», режиссёр Т. С. Малова, 2008), «История смерти и бессмертия Саскии ван Рейн» (цикл «Больше, чем любовь», режиссёр Л. В. Гришин, 2009).