Маслюков Леонид Семёнович
Маслюко́в Леони́д Семёнович [17(30).11.1913, Закаталы, Закатальский округ, Российская империя, ныне Загатала, Азербайджан – 5.10.1992, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище], российский артист цирка и эстрады, акробат, эксцентрик, режиссёр, педагог, общественный деятель, заслуженный артист РСФСР (1961), народный артист РСФСР (1974).
Воспитывался в семье артистов цирка. Отец – Семён Иванович Маслюков (1891–1947), акробат, клоун (артистический псевдоним – СИМ). Мать – Доминика Ивановна Маслюкова (урождённая Волошина) (1895–1965), наездница, акробатка, танцовщица. Старший брат – Александр Семёнович Маслюков (1912–1984), акробат и музыкант, виртуозно играл на концертине. Младший брат – Дмитрий Семёнович Маслюков (1916–1940), акробат-прыгун, клоун.
Л. С. Маслюков впервые вышел на манеж в 1919 г. в Баку в групповом семейном номере. Во время работы в цирке освоил жонглирование (жонглировал семью кольцами), исполнял сальто-мортале на бегущей лошади, демонстрировал номера на перше, турнике и трапеции. «Он всегда стремился к максимальной художественной выразительности и придумал ещё один, принципиально новый номер, требующий от исполнителей большого актёрского мастерства. Братья ногами перебрасывали от одного к другому большую шайбу. При этом они играли на концертино (концертине. – Ред.) и совершали прыжки, используя выразительную мимику и как бы подначивая друг друга. Это была непосредственная весёлая игра, которую ни в цирке, ни на эстраде доселе никто не видел. Впоследствии ярко проявилось умение Маслюкова выстраивать сюжет номера в каком бы то ни было жанре: и в цирке, и впоследствии на эстраде» (Всё движется любовью ... 2003. С. 48).
С 1937 г. работал на эстраде. В 1939 г. совместно с Т. А. Птицыной подготовил номера «Песня без слов» и «Музыкально-акробатический номер». Уникальный трюк дуэта описывал Р. Е. Славский: «На высоком узком постаменте – изящная скульптура. Наигрывая на концертино (концертине. – Ред.) приятную мелодию, появлялся герой-исполнитель. Под звуки музыки статуя оживала, сбрасывала с себя пурпурный хитон и ступала на ладонь мужской вытянутой руки… Это казалось невероятным, недоступным человеческой силе. Атлет не только удерживал в такой позе ожившую статуэтку, но и уносил её за кулисы» (Всё движется любовью ... 2003. С. 31). В 1943 г. дуэт выступал перед участниками Тегеранской конференции 1943 г. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. артисты давали представления в составе концертно-фронтовых бригад на Ленинградском и Волховском фронтах, во Фронтовом цирке блокадного Ленинграда в программах «Фашистский зверинец» (1943), «Наше дело правое» (1943), «Победа и только!» (1944), «Дорога жизни» (1945).
Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946).
Вместе с Т. А. Птицыной выступал на эстраде до 1965 г., постоянно видоизменяя и дополняя свой акробатический номер новыми трюками. «Вот где проявил Лёня свою универсальность – редчайшее сочетание "нижнего" акробата и прыгуна. Я увидел уникальный трюк, который за многие годы своей работы в цирке и на эстраде не видел больше ни в чьём исполнении. Партнёрша ложилась лицом вверх. Акробат становился у её лодыжек над ней, спиной к её голове. Затем, широко расставив руки, выполнял "флик-фляк" и в темп заднее сальто-мортале. И в тот момент, когда он взлетал над головой Тамары, она поднимала руки, и Леонид, схватив партнёршу за кисти рук, вырывал её бланшем в стойку "руки в руки". Этого не делал больше никто и никогда!» (Всё движется любовью ... 2003. С. 53).
В 1950–1960-е гг. выступал с эстрадными программами под общим названием «Вечера кинорассказов»; в их основу легли уникальные кадры любительской кинохроники, которые Л. С. Маслюков снимал во время гастролей в странах Европы и Азии в 1943–1964 гг. Под аккомпанемент Д. В. Ашкенази или Л. С. Окаёмовой «...на сцену выходила П<тицына> и рассказывала о последней гастрольной поездке. Затем М<аслюков> показывал кинокадры и сопровождал их комментарием. После демонстрации фильма артисты исполняли акробатический номер. Второе отделение концерта начиналось вновь с рассказа о путешествиях. М<аслюков> неожиданно для публики показывал на экране всех только что пришедших на концерт и находившихся в зале. Этот кинотрюк вызывал бурную реакцию, аплодисменты и смех. В проявке киноплёнки, снятой во время входа зрителей в зал, участвовал постоянный ассистент артистов Г. С. Гарин. Он же участвовал и в интермедии – преподносил П<тицыной> цветок, когда артистка стояла на ладони вытянутой руки М<аслюкова>» (Макаров. 2004. С. 380).
В 1946–1953 гг. Л. С. Маслюков – артист Ленгосэстрады. Одновременно в 1947–1949 гг. работал в Ленинградском театре миниатюр под руководством А. И. Райкина. В 1954–1965 гг. артист Мосгосэстрады (с 1956 Гастрольбюро РСФСР, с 1959 Всероссийское гастрольно-концертное объединение – ВГКО; ныне Росконцерт), в 1961–1964 гг. художественный руководитель ВГКО, в 1965–1975 гг. заместитель генерального директора и художественный руководитель Росконцерта.
В 1959 г. на Всероссийском совещании по вопросам эстрадного искусства Л. С. Маслюков выступил с предложением об организации эстрадной мастерской, и в 1961 г. была создана Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства (ВТМЭИ), которой он руководил до конца жизни (директор и художественный руководитель). После смерти Л. С. Маслюкова ВТМЭИ присвоено его имя (1992).
Как режиссёр-постановщик принимал участие в создании концертных программ и тематических представлений, подготовленных студентами и педагогами ВТМЭИ: «В жизни раз бывает 18 лет» (1962), «Осторожно, новички» (1964), «Нам 20 лет» (1965), «На эстраде омичи» (1967, 1969, 1972), «Огни Москвы» (1967), «Сеспель» (1969), «Русская зима» для Московского театра эстрады (1969–1970), «Чорон» (1973, 1982), «По следам Бременских музыкантов» (1973), «Эстрада Коми АССР» (1974), «Молодость выбрала БАМ» (1974), «ВТМЭИ – 20 лет» (1980), «Фокусы – это просто» (1985), «Четверть века для эстрады» (1986), «Восточная сказка» (1988) и др.
Поставил для студийцев ВТМЭИ номера в разных жанрах эстрадного искусства. Среди наиболее известных номеров: «Фокусы так фокусы!» (исполнитель А. Н. Василевский, 1959), «Дорога на фестиваль» (исполнитель Ким Ги Бон, 1959), «Нетерпеливый пассажир» (исполнитель Б. Гаврилин, 1959), «Игра с гирями» (исполнитель Г. Попов, 1962), «Баланс на катушках» (исполнитель Л. Рыжов, 1962), «Живые мячи» (исполнитель И. Еленский, 1965), «Корд де парель» (исполнитель Л. Москвина, 1965), «Волшебные шары» (исполнитель Р. Г. Ветлугин, 1972), «Жонглёр» (исполнитель Л. Фурса, 1980), «Фокусы… Фокусы… Фокусы…» (исполнитель М. Я. Тюменцев, 1981), «Современный охотник» (исполнитель Ф. Д. Колосов, 1982), «Один за всех» (исполнитель А. М. Птицын, 1983), конферанс «Ванька-встанька» (исполнитель В. Григорьев, 1984), «Потанцуем с фокусами» (совместно с балетмейстером Ю. А. Гусаковым, исполнитель О. Раммо, 1986), «Фокусник-чудак» (совместно с режиссёром И. П. Осинцовой, исполнитель М. Я. Тюменцев, 1987), «Не может быть» (исполнитель М. Я. Тюменцев, 1988), «Объяснение в любви» (исполнители О. Куликова и А. Куликов, 1989) и др.
Все придуманные и поставленные Маслюковым номера отличались оригинальным замыслом, яркими выразительными средствами, сложным набором трюков, гармоничным музыкальным оформлением и уникальным сценическим реквизитом, изобретателем и конструктором которого был он сам. «Если в нашей эстрадной режиссуре уже давно четко разделились постановщики крупных представлений и постановщики отдельных эстрадных номеров, то у Маслюкова оба эти качества соединены. Он одинаково квалифицированно ставит массовые красочные представления и отдельные номера. Это, пожалуй, уникальное режиссёрское качество. При этом ему присущи вкус, фантазия, чувство меры в большом и малом» (Дмитриев. 1980. С. 21–22).
Вместе с учениками, коллегами и выпускниками ВТМЭИ принимал участие в съёмках фильма-концерта «Голубой огонёк – 1963/64» (режиссёр Е. Ситникова, 1963), его работе во ВТМЭИ посвящён документальный фильм «Плёнки с чердака» (режиссёр Н. Е. Урвачёва, 2001).
Награждён орденами: Красной Звезды (1945), Отечественной войны 2-й степени (1988), Трудового Красного Знамени, Дружбы народов (1984); медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Жена (с 1976) – Ирина Павловна Осинцова (род. 19.10.1937, Ленинград), артистка эстрады, режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ (1993), народная артистка РФ (2008). Лауреат Всесоюзного (1958) и Всероссийского (1960) конкурсов артистов эстрады, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрадно-циркового и оригинальных жанров в Кисловодске (1991). В 1977–1991 гг. главный режиссёр-постановщик эстрадных номеров ВТМЭИ, в 1992–2014 гг. директор и художественный руководитель ВТМЭИ имени Л. С. Маслюкова. С 1994 г. по настоящее время – вице-президент Международного союза деятелей эстрадного искусства.