Славский Рудольф Евгеньевич
Сла́вский Рудо́льф Евге́ньевич (настоящая фамилия – Заславский) [8(21).12.1912, Царицын, ныне Волгоград – 3.11.2007, Москва; похоронен на Южном кладбище в Санкт-Петербурге], российский артист эстрады и цирка, клоун, эквилибрист, режиссёр, коллекционер.
В 1933 г. окончил Техникум циркового искусства [ТЦИ, ныне Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша)].
Работал в цирке в амплуа Белого клоуна в дуэтах с К. Н. Зайцевым и Якобино, позднее выступал в амплуа Рыжего клоуна в эстрадных номерах с Л. С. Маслюковым и Н. Александровичем.
В 1934 г. совместно со своей женой Александрой Васильевной Воронцовой (выступала как Славская) подготовил лирико-комедийный номер в жанре эксцентрики на свободной проволоке – «Свидание у яхт-клуба», ставший первым в СССР цирковым сюжетным номером в этом жанре и положивший начало новому направлению в цирковом искусстве. «…Он, обаятельный внешне, забавный в своём светлом с крапинками костюме, немного застенчивый, ждет её на свидании. Она, лёгкая и гибкая, очаровательная и обаятельная, выходит на сцену, ведёт с ним бессловесный кокетливый разговор. <…> ... Славские под музыку в простейших движениях достигают балетной выразительности. Она прыжком, легким, как дуновение ветра, вскакивает на слабо натянутую проволоку и идёт, просто, легко, как по улице. И шутит, и смеётся без слов, разговаривая с партнёром. Она настаивает, чтобы и он прошёлся по проволоке. Он боится, но уступая её нежным и сердитым приставаниям, становится на качелеобразную, слабо натянутую проволоку и идёт. Он качается, боится упасть, проволока раскачивается, как качели. Он умоляет подругу о снисхождении и вместе с тем делает потрясающие по сложности повороты и движения по еле заметной поверхности проволоки. И он и она совершают на слабо натянутой проволоке такие сложные акробатические номера, что дух захватывает от удивления и восторга. По классу мастерства Славские могли бы конкурировать с лучшими образцами мирового цирка» (Колин. 1938. С. 153–154).
С 1937 г. Р. Е. Славский выступал на эстраде и создал в партнёрстве с Воронцовой ещё несколько сюжетных сценок в этом жанре: «Под утро», «Лихая морячка, «Вот что делает любовь» и др. В 1938–1939 гг. работал в Ленинградском театре эстрады и миниатюр (ныне Театр эстрады имени А. И. Райкина).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. служил на Ленинградском фронте санитаром в медсанбате, с 1942 г. – в полковой разведке. После контузии был участником армейского агитационного взвода 55-й армии и сотрудником дивизионной газеты, в 1943–1944 гг. – начальником дивизионного клуба.
В 1945–1956 гг. работал в Ленгосэстраде (ныне «Петербург-концерт»), одновременно с артистической деятельностью занимался режиссурой, ставил представления и отдельные номера для детей. С 1949 г. сотрудничал с ленинградским эстрадным Театром миниатюр под руководством А. М. Блехмана, выступал в спектаклях «Близко к сердцу» и «Будьте как дома».
Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1946).
В 1957 г. организовал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) первую отечественную студию пантомимы при Доме культуры Промкооперации (ныне Дворец культуры имени Ленсовета), выпускниками которой в разные годы были В. И. Полунин, Р. Ш. Городецкий, Б. Д. Агешин, Н. Самарина, А. А. Елизаров и др.
В 1961–1980 гг. режиссёр-педагог Всесоюзной творческой мастерской искусства эстрады под руководством Л. С. Маслюкова. В 1962–1964 гг. режиссёр концертно-эстрадного бюро «Целинконцерт» в Целинограде Казахской ССР (ныне г. Астана, Казахстан), в 1966 г. главный режиссёр московского «Цирка на сцене».
Поставил и написал тексты (совместно с А. Сидки) для спектакля «Навруз» первого профессионального таджикского национального циркового коллектива. Премьера состоялась 22 апреля 1970 г. на арене Душанбинского цирка. Ученик Р. Е. Славского – клоун Бобо Джамол вспоминал о процессе создания коллектива: «…по приезду в Таджикистан он [Славский – Ред.] полгода ездил по кишлакам, знакомясь с местными обычаями, культурой и традициями. Это и помогло ему создать уникальные репризы. Тот коллектив был сильным и сплоченным, а Таджикский цирк – одним из лучших в СССР. <…> Когда Рудольф Славский приехал в Таджикистан, с ним прибыли и педагоги – профессиональные артисты: Воробьёв Владимир Саныч, Шнайдер, супруги Понукалины, супруги Дашевские, Барон, супруги Юсуповы и Лола Кафарова. В течение года они обучали таджикских артистов различным умениям в цирковой студии, затем отправили на стажировку в разные города СССР. В итоге всех собрали в Ташкентском цирке, где они отработали 1 месяц и вернулись в Душанбе готовыми цирковыми артистами» (Мифтахова А. Клоун Бобо Джамол: «Я буду на арене цирка, пока смерть не разлучит нас!» // ASIA-Plus).
С номером «Вот что делает любовь» принимал участие в съёмках фильма-спектакля «Концерт артистов ленинградской эстрады и театров» (режиссёр Е. Ю. Учитель, 1956).
С 1950-х гг. Р. Е. Славский написал ряд книг, посвящённых кино, цирковому и эстрадному искусству. В разные годы сотрудничал как автор с издательством «Большая российская энциклопедия», автор-составитель (совместно с А. Я. Шнеером) издания «Цирк: маленькая энциклопедия» (1979).
Коллекционировал редкие материалы по истории отечественного и зарубежного цирка, эстрады, театра и кинематографа; после его смерти коллекция передана в Центральный государственный архив Москвы.
Первая жена (1933–1941) – Александра Васильевна Воронцова (1915–1990), артистка цирка, акробатка, эквилибристка, преподаватель. В 1933 г. окончила ТЦИ. Была дублёршей Л. П. Орловой в игровом фильме «Цирк» (режиссёр Г. В. Александров, 1936), где выполняла за главную героиню трюки на трапеции под куполом цирка. После окончания артистической карьеры – с 1-й половины 1950-х гг. и до конца жизни – Воронцова преподавала в народной цирковой студии Дома культуры и техники имени Карла Маркса в Ленинграде.
Вторая жена (1941–1959?) – Валентина Владимировна Каверина (1919–2018), врач, ветеран Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., заведующая кафедрой Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (ныне Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И. И. Мечникова), профессор кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. Их дочь – Любовь Рудольфовна Каверина (род. 1945), филолог, педагог, автор книг по антропологии и семиотике первобытного сознания. Окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). Внуки (дети Л. Р. Кавериной) – Антон Валерьевич Глухов (род. 1970), инженер в области разработки и настройки 5G; Артём Валерьевич Каверин (род. 1971), режиссёр, сценарист; окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне Российский государственный институт сценических искусств).
Третья жена (1961?–2007) – Людмила Сергеевна Морозова (1931?–2022), преподаватель русского языка.