Брунов Борис Сергеевич
Бруно́в Бори́с Серге́евич (10.6.1922 Тифлис, ныне Тбилиси – 1.9.1997 Москва), российский артист эстрады, конферансье, актёр театра и кино, режиссёр, театральный педагог, заслуженный артист РСФСР (1969), народный артист РСФСР (1985). Профессор (1986). Художественный руководитель и директор Московского государственного театра эстрады (1983–1997).
Воспитывался в семье артистов цирка. Мать, Мария Брунос (из обрусевших итальянцев) и отчим, Йозеф Робертс (по происхождению поляк) выступали в жанре эквилибристики и с номером метких стрелков из ружей. В возрасте 9 лет Брунов (производная от фамилии матери) впервые вышел на манеж в номере «Вильгельм Телль»: повернувшись спиной к «живой мишени» и целясь при помощи зеркала, он метким выстрелом из ружья сбивал яблоко с головы своего отчима. Во время работы в цирке освоил жонглирование, акробатику, игру на концертине и ксилофоне.
В 1942 г. был призван в армию, службу проходил на Тихоокеанском флоте, где участвовал в художественной самодеятельности, выступал ведущим и певцом на представлениях Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. Награждён медалями «За боевые заслуги» (1945), «За победу над Японией». После демобилизации в 1948 г. поступил в Гастрольбюро СССР, где работал конферансье в концертных бригадах. Выступал в домах культуры и филармониях Приморья и Сахалина с репризами, монологами и фельетонами, заимствованными из репертуара известных столичных артистов, а также из газет и журналов.
В 1953 г. переехал в Москву; из-за отсутствия собственного репертуара не был принят в штат Москонцерта. Артист эстрады и оперетты Р. И. Юрьев-Лунц познакомил Брунова с эстрадным драматургом и публицистом М. Я. Грином, который стал автором первых монологов и фельетонов для Брунова, посвящённых жизни в столице; в их числе: «Будьте как дома», «Красная площадь», «В шесть вечера после работы». 23 октября 1954 г. Брунов впервые выступил с фельетоном «Будьте как дома» в Колонном зале Дома Союзов на торжественном концерте для участников сессии Верховного Совета СССР, после успешного дебюта был принят на должность штатного конферансье Москонцерта.
В дальнейшем тексты для выступлений Брунова писали Р. И. Рождественский, Андрей Внуков (Э. М. Левин), Г. К. Териков, О. Ю. Левицкий, А. Ю. Мерлин и др.
Историк, биограф артиста Ф. И. Раззаков писал: «К началу 60-х Брунов уже считался одним из самых известных эстрадных артистов страны. Его постоянный автор Матвей Грин отмечал, что у Брунова присутствует удивительное, никогда не подводившее его чутьё на реакцию зрителей. Брунов умел вовремя вставить остроумную реплику, "обыграть" неожиданную ситуацию, рассказать анекдот. Правда, импровизационный дар и острота реакции не могли до конца раскрыться в условиях строжайшей цензуры, когда отступление от утверждённого текста грозило серьёзными неприятностями. Вот почему со временем его собственные "разговорные" номера становились всё короче, а развёрнутые фельетоны уходили в прошлое, уступая место коротким злободневным репризам, куплетам …» (Раззаков. 2007. С. 68).
В 1950–1980 гг. Брунов был одним из самых востребованных конферансье и режиссёром эстрадных концертов, фестивалей, праздников и торжественных церемоний. Он выступал на дрейфующей станции на Северном полюсе, перед строителями Братской ГЭС, на открытии Кремлёвского Дворца съездов, в эстрадном театре («Зелёный театр») Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) имени М. Горького, в сельских домах культуры и на многих других концертных площадках СССР.
Гастролировал в странах Европы, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока и Азии (всего более 50), где вёл программы на языке принимающей стороны, использовал в выступлениях иллюзионные трюки, элементы эксцентрики, синхробуффонады, танца и игру на музыкальных инструментах.
Писатель, продюсер и основатель юмористического фестиваля сатиры и юмора имени Аркадия Райкина «Море смеха» («MORE SMEHA») Марк Дубовский вспоминал об артисте: «Уникальный мастер конферанса с неповторимой манерой общения с залом. Он проговаривал тексты в этакой старомодной манере, с эффектом нерусскости. Музыкальный, пластичный, изящный. Без малейшего намёка на вульгарность, так свойственную многим – и его современникам, и особенно сегодняшним артистам. Его знаменитое "Добрый вечер, здрасьте", лицо, фигура – всё вызывало доверие публики. И он горячо любил свою публику, умел вместе с ней радоваться номерам артистов. Он вёл программы на многих иностранных языках» (Дубовский. 2016).
В 1971 г. Брунов окончил Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров (ныне Высшие курсы сценаристов и режиссёров имени Г. Н. Данелии по специальности «режиссёр эстрады и массовых зрелищ». В 1976–1997 гг. преподаватель, руководитель курса на факультете эстрады Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС).
В 1983–1997 гг. художественный руководитель и директор Московского государственного театра эстрады. Организовал и конферировал цикл бенефисов и вечеров памяти выдающихся артистов. Литературовед, педагог и публицист М. М. Гейзер вспоминал: «Говорят, не бывает людей незаменимых. Но место Брунова на московской эстраде пока не занял никто» (Гейзер. 2022).
В кино снялся в игровых фильмах: «Короткие истории» (эпизод, 3-я серия, режиссёр М. Г. Григорьев, 1963), «Ансамбль неудачников» (эпизод «На экзамене», режиссёр Ю. С. Сааков, 1976), «Возвращение Броненосца» (одесский куплетист, актёр Посредрабиса, режиссёр Г. И. Полока, 1996).
На телевидении регулярно принимал участие в съёмках телевизионной программы «Голубой огонёк» и телеверсий праздничных концертов, торжественных церемоний, конкурсов и фестивалей.
Памяти артиста посвящён выпуск телевизионной программы «Как уходили кумиры. Борис Брунов» (режиссёр М. Роговой, 2005), документальные фильмы «Конферансье на все времена. Борис Брунов» (режиссёр И. Л. Голубева, 2005) и «Его Величество Конферансье» (режиссёр Д. Чуваев, 2007).
Награждён орденами: Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта» (1980), Отечественной войны 2-й степени (1985). Благодарность президента Российской Федерации (1996).
В 1999 г. на могиле артиста на Новодевичьем кладбище установлен бронзовый памятник (скульптор С. А. Щербаков).