Каштелян Сергей Андреевич
Каштеля́н Серге́й Андре́евич [18(31).7.1910, Боровичи Новгородской губернии, ныне Новгородской области – 15.1.1995, Москва; похоронен на Кунцевском кладбище], российский режиссёр эстрады и цирка, артист оригинального жанра, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), народный артист РСФСР (1985).
С 1927 г. учился в Московском музыкальном техникуме по классу фортепиано, в 1930 г. перевёлся в Техникум циркового искусства (ТЦИ), который окончил в 1934 г. по специальности «музыкальная эксцентрика».
В 1933–1936 гг. работал в Московском мюзик-холле, где с однокурсником по ТЦИ Н. И. Павловским создал дуэт акробатов-эксцентриков «Отто и Каштелян». Играл в спектаклях: «Как 14-я дивизия в рай шла» (по пьесе Демьяна Бедного; режиссёр Ф. Н. Каверин, 1932), «Артисты варьете» (режиссёры З. В. Рикоми, А. Н. Феона, 1933), «Под куполом цирка» (режиссёры Ф. Н. Каверин, Р. Г. Корф, 1934), «Севильский обольститель» (режиссёр Н. О. Волконский, 1934) и др.
В 1934 г. снялся в эпизодической роли в кинофильме «Весёлые ребята» (режиссёр Г. В. Александров, 1934). Л. О. Утёсов вспоминал: «…в этой драке Каштелян вдохновенно участвовал, играя ярко, талантливо основную роль в эпизоде. Если вы вспомните или увидите этот фильм снова, то именно он затевает эту потасовку и заканчивает её тем, что привязанный висит на окне с беспомощно болтающимися руками и ногами и на вопрос "Что тут было?" очень смешно отвечает: "Мы ре-пе-ти-пе-ти-ровали... "» [Утёсов Л. И. Беспредельный выдумщик // Вечерняя Москва. 1980. 18 июля (№ 16-1). С. 4].
В 1936–1938 гг. артист Московского театра сатиры. В 1938 г. создал джаз-оркестр (т. н. теа-джаз) при Центральном доме Гражданского воздушного флота, стал его художественным руководителем и ведущим актёром. В концертной программе теа-джаза «Весёлый час» (режиссёр-постановщик Ф. Н. Каверин, режиссёр С. А. Каштелян, 1941) исполнил роль человека из Тамбова. За время представления из «неуклюжего простака» герой Каштеляна превращался в профессионального артиста, который мастерски исполнял акробатические трюки и виртуозно играл на рояле. Спектакль подвергся критике за отсутствие в нём идеологической составляющей. В рецензии на спектакль газета «Вечерняя Москва» писала: «Музыкальная часть программы составлена из маловыразительных стандартных песенок и инструментальных номеров: "Сядь со мною рядом", "Музыкальные соседи", танго "Осень". Неприятное впечатление производит номер под названием "Русская рапсодия", в котором безвкусно объединены разностильные отрывки из второй симфонии Бородина, прелюда Рахманинова и... плясовой. Но особой безвкусицей отличаются интермедии с участием С. Каштеляна, имеющие скорее цирковой, нежели джазовый характер. Чрезмерно растянуты и скучны такие эпизоды, как "Гипноз-шутка" (с поочерёдным усыплением всех музыкантов оркестра), "Соло на рояле " и т. д. <…> "Весёлый час" можно было бы счесть простой неудачей молодого коллектива. Но в своём вступительном слове автор постановки Ф. Каверин особенно подчеркнул, что он и весь коллектив джаза в этой программе ставили своей целью "только повеселиться и повеселить слушателей", сознательно избегая задач идейного воздействия. Этот принцип уже просто вреден для дальнейшего развития молодого джаза» (Самойло К. Скучная программа «Весёлый час» // Вечерняя Москва. 1941. № 83. С. 3).
В 1943 г. в освобождённом Киеве организовал Украинский театр миниатюр, где поставил концертные программы «На шляху до Берлина» (1944) и «Ждём наших родных» (1945), в которых выступал как актёр. В 1946–1951 гг. возглавлял Львовский государственный джаз-оркестр. С 1952 г. преподаватель и режиссёр ГУЦИ, с 1955 г. художественный руководитель эстрадного отделения училища. В 1960–1963 гг. режиссёр Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. В 1968 г. создал Театр оригинального жанра, артистами которого стали его ученики.
Поставил отдельные эпизоды и пантомимические интермедии к спектаклю Московского театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир» (режиссёр Ю. П. Любимов, 1965).
Каштелян работал во всех цирковых и эстрадных форматах и направлениях, совмещая жанры, ранее считавшиеся несовместимыми. Одним из первых начал сочетать в номерах эксцентрику с танцем, пением, пантомимой, акробатикой, манипуляцией, иллюзией, жонглированием, объединяя их в цельное действо музыкой, стихами или шумовыми эффектами. Л. И. Утёсов писал о Каштеляне: «Он артист, художник, творец и беспредельный выдумщик в жанре эстрады и цирка. Я просто не знаю второго такого человека, который столько бы придумал и столько бы сделал в области оригинальных жанров эстрады. Созданные им номера разнообразны: одни веселы и забавны, другие чарующе красивы и поэтичны, третьи без промаха бьют в сатирическую мишень» [Утёсов Л. И. Беспредельный выдумщик // Вечерняя Москва. 1980. 18 июля (№ 16-1). С. 4].
Поставил номера: «Ке-ля-ля», «Атомщик доигрался», «Топ-топ» (исполнитель Б. Г. Амарантов, 1962), «Это не должно повториться!» (исполнители А. А. Чернова, Ю. Д. Медведев, 1963), «Мульт», «Времена года», «Бумажный солдатик» (исполнитель А. Б. Жеромский, 1967), «В море» (исполнители И. М. Дагаева и Л. И. Карпенко, 1967), «Фокусник» (исполнитель В. П. Михайлов, 1968), «Русская красавица» (исполнитель Л. Л. Петрик, 1972), «Как прекрасен этот мир» (исполнители С. Т. Шукуров и С. О. Кабигужина,1974, гран-при Всемирного конгресса иллюзионистов ФИСМ-1979), «Золушка» (исполнители С. Ю. Власова и О. Я. Школьников, 1975), «Этюд с бумерангами» [исполнители Н. С. Гречаненко (Воронцова) и В. А. Гречаненко, 1976], «В Космосе» (исполнители С. Т. Шукуров и С. О. Кабигужина, 1976), «Хоккей» (исполнители Александр и Анатолий Грищенковы, 1976), «Время, вперёд!» (исполнитель А. Беренштейн, 1976), «Капризная гитара» (исполнитель В. Микитченко, 1976), «Тёркин в бане» (исполнитель Б. П. Оплетаев, 1979), «Тренер и олимпийская надежда» [исполнители Н. Б. Бальмонт (Самсонова) и А. В. Бальмонт 1979], «Мимолётность» (исполнители С. Ю. Власова и О. Я. Школьников, 1980), «Лунная соната» (исполнитель З. С. Шукуров, 1982), «Деньги, деньги» (исполнитель А. Ю. Рязанов, 1983), «Танго на моноцикле» (исполнители Н. и В. Ярошенко, 1983), «Болеро» (исполнитель В. А. Руденко, 1983) «Акробатические частушки» [исполнители Н. Б. Бальмонт (Самсонова), А. В. Бальмонт, А. С. Гапешко, 1985], «Оле Лукойе» (исполнитель А. Н. Кириченко, 1986) и др.
Для номеров, поставленных Каштеляном, характерен акцент на каком-либо одном виде реквизита – бумерангах, проволоке, обручах, моноцикле, гитаре, балалайке и др.
Иллюзионист-манипулятор, журналист А. С. Карташкин описывал особенности номеров А. С. Каштеляна: «Каштелян умел увлечь. Его неимоверно чуткая интуиция позволяла ему выдерживать почти не ощущавшиеся паузы, а затем двумя-тремя взрывными фразами захватывать командные высоты диалога, нередко выворачивая ситуацию наизнанку – это пленяло собеседников столь же неотразимо, как и первые секунды его номеров. Которые (номера) начинались не с темпового выбегания артистов на сцену с радостным взвизгиванием, а – с музыки» (Карташкин А. С. Цветы сквозь асфальт // Российская ассоциация иллюзионистов).
Каштеляна отличали высокий режиссёрский профессионализм, образное художественное мышление, эстетическая интуиция и педагогическое чутьё. Придавая особое значение драматургии номера, используя нестандартные сюжетные решения, характерные для индивидуальности того или иного исполнителя, он выстраивал изящное, оригинальное и динамичное в своём развитии зрелище.
Балетовед Н. Е. Шереметьевская писала о творчестве С. А. Каштеляна: «Акробаты и музыкальные эксцентрики, пантомимисты, жонглёры, иллюзионисты и все те артисты, которые умеют создать новый, неожиданный по своему решению номер, объединяются общим, довольно растяжимым понятием – "оригинальный жанр". До недавнего времени в таких номерах ценились главным образом интересный трюк, виртуозная техника исполнения. Каштелян доказал, что они могут обрести содержание. <…> Иными словами, Каштелян показал, что оригинальный жанр таит богатейшие постановочные возможности, что ему доступны более серьёзные задачи, нежели простая развлекательность и демонстрация мастерства» (Шереметьевская Н. Вслед за мастером // Правда. 1980. № 302. С. 6).
В октябре 1980 г. в Центральном доме литераторов и в мае 1984 г. в ЦДРИ состоялись творческие вечера Каштеляна.
Снялся в игровом фильме «Юность командиров» (курсант Герман; режиссёр В. П. Вайншток, 1939), в фильмах-концертах «Голубой огонёк 1964» (режиссёр Э. Г. Абалов, 1963), «Новогодний календарь» (режиссёр Ф. И. Мустафаев, 1965). Соавтор сценария (совместно с Ю. П. Любимовым) фильма-спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» (режиссёры Б. А. Глаголин, Н. П. Марусалова, 1987).
Последователями режиссёрского метода Каштеляна стали: В. А. Гнеушев, А. И. Бойко, А. А. Чернова, А. Б. Жеромский, Л. И. Карпенко и др.