Макаров Сергей Михайлович (цирковед)
Мака́ров Серге́й Миха́йлович (18.4.1940, Москва – 6.2.2022, там же), российский артист цирка, буффонадный клоун, иллюзионист, режиссёр, театровед, историк цирка, заслуженный деятель искусств РФ (1999). Доктор искусствоведения (1992).
В 1961 г. окончил отделение клоунады и музыкальной эксцентрики Государственного училища циркового и эстрадного искусства [ныне Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша); руководитель курса М. С. Местечкин). В 1970 г. окончил театроведческий факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС).
С 1961 г. артист Союзгосцирка (ныне Российская государственная цирковая компания). Выступал в амплуа буффонадного клоуна в молодёжном коллективе под руководством А. Г. Арнольда, с 1964 г. – в амплуа Рыжего в дуэте с Львом Зиновьевым, в этом же году создал номер «Комическая иллюзия». В 1967 г. совместно с Е. Б. Майхровским организовал молодёжный цирковой коллектив «Беспокойные сердца» и стал его художественным руководителем.
В 1968 г. завершил артистическую карьеру, с этого же года режиссёр-стажёр и педагог студии клоунады (руководитель М. С. Местечкин) при Московском государственном цирке на Цветном бульваре (ныне Московский цирк Никулина на Цветном бульваре). В 1969–1970 гг. режиссёр Союзгосцирка, поставил цирковые спектакли: «Цветы дружбы» (совместно с Ю. Д. Архипцевым), «Цирковой салют», «Хрустальные слёзы».
В 1974–1975 гг. начальник методической службы Центральной студии циркового искусства [ныне Центр циркового искусства (Москва)]. С 1975 г. вёл рубрику «По ту сторону фокуса» в журнале «Юный техник», с того же года преподаватель режиссёрского факультета (кафедра циркового искусства) Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского.
В 1978–1986 гг. директор Государственного училища циркового и эстрадного искусства. В 1991–1993 гг. главный редактор журнала «Эстрада и цирк» (до 1992 г. «Советская эстрада и цирк»), в 1993–1994 гг. вице-президент компании «Российский цирк» (ныне Российская государственная цирковая компания).
В 1998 г. работал советником Китайского национального цирка.
В 1974 г. окончил аспирантуру Института истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания), защитил кандидатскую диссертацию «Народные традиции клоунады», получил звание кандидата искусствоведения, затем докторскую – «Искусство цирковых клоунов XX века» (1992). В 1992–2013 гг. ведущий научный сотрудник этого института.
Автор учебника «Советская клоунада» (1986) для театральных институтов и училищ циркового искусства. Написал несколько книг по истории и теории циркового искусства: «Клоунада мирового цирка. История и репертуар» (2001), «Шаманы, масоны, цирк. Сакральные истоки циркового искусства» (2006), «Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние китайского и русского цирка» (2009), «От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений» (2011), «Искусство цирка в России. От Императорского цирка до цирка братьев Никитиных» (2015), «Смех сквозь века. История смеха от трикстеров до Юрия Никулина» (2017), «Режиссёр цирка. Очерки истории цирковой режиссуры в 1940–1980-е годы» (2017).