Тег

Психические свойства

Психические свойства
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Термины
Воля (в психологии)
Во́ля, совокупность психических процессов, обеспечивающих выбор действий в ситуации конфликта между предложениями (решениями) человека как природного и социального существа; побуждение действий, принятых к исполнению как необходимых, но мотивационно не обеспеченных (или, наоборот, торможение действий желаемых, но неуместных в данной ситуации); осуществление действий в затруднённых условиях, при сниженной мотивации, создающей дефицит исполнительных возможностей. В современной психологии волевая регуляция исследуется как личностный уровень регуляции в связи с выбором, порождением и осуществлением особых действий в особых конфликтных условиях (самодетерминация или самомотивация, самоконтроль и саморегуляция), как проявление способности человека к овладению своей активностью (деятельностью, психическими процессами и состояниями).
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Бихевиоральные модели перфекционизма
Бихевиора́льные моде́ли перфекциони́зма, модели личностной черты, выражающейся в стремлении человека к совершенству и требовании совершенства от других, описывающие поведенческие аспекты и последствия перфекционизма. Разработаны три бихевиоральные модели перфекционизма. Первая модель – модель двойного процесса перфекционизма – описывает адаптивный и дезадаптивный типы перфекционизма как реакции на положительное и отрицательное подкрепление поведения. Вторая модель – когнитивно-бихевиоральная модель клинического перфекционизма – оценивает поведенческие последствия перфекционизма в виде прокрастинации, избегающих копинг-стратегий и склонности к частым и чрезмерным самопроверкам. Третья модель – комплексная модель перфекционистского поведения – рассматривает перфекционизм на уровне интра- и интерпсихических процессов и вводит понятие перфекционистской самопрезентации. Современные методы диагностики и терапии поведенческих аспектов перфекционизма позволяют оценивать и корректировать перфекционистскую самопрезентацию и её негативные последствия.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Термины
Симптомокомплекс свойств личности
Симптомоко́мплекс свойств ли́чности, в концепции В. С. Мерлина – система вероятностно связанных между собой свойств личности, определяющихся одними и теми же отношениями личности. Симптомокомплексы характеризуются объёмом, силой, или активностью, и устойчивостью. Объём симптомокомплекса определяется по количеству входящих в него свойств. Сила, или активность, симптомокомплекса – степень энергетизирующего влияния на поведение человека мотивов, связанных с определённым отношением личности. Устойчивость – лёгкость, с которой изменяется симптомокомплекс при изменении условий жизни и деятельности. Свойства симптомокомплексов личности изменяются в процессе развития. Наиболее существенными являются симптомокомплексы, связанные с отношением к общественно-трудовой деятельности, отношением к людям, отношением к самому себе, отношением к природе и отношением к предметам (вещам).
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Психические, психофизиологические процессы или явления
Феномен самозванца
Фено́мен самозва́нца, черта личности, которая выражается в склонности человека недооценивать собственные способности и компетенции, а достижения объяснять вмешательством внешних факторов. К основным характеристикам феномена самозванца можно отнести веру в недостаточность имеющихся способностей и в их завышенную оценку окружающими; переживания, связанные со страхом разоблачения; затруднения в присвоении собственных достижений и объяснение личного успеха внешними факторами. Феномен свойственен как женщинам, так и мужчинам, представителям различных профессий, расовых и этнических групп. Феномен имеет в основном негативные эффекты, поскольку снижает уровень субъективного и профессионального благополучия, психологического здоровья, зато положительно связан с тревогой, депрессией, стрессом, прокрастинацией, перфекционизмом, низкой самооценкой и профессиональным выгоранием.
Природные объекты, эпохи, процессы, события
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Когнитивные модели перфекционизма
Когнити́вные моде́ли перфекциони́зма, модели личностной черты, характеризующей стремление человека к совершенству и требование совершенства от других, созданные в рамках когнитивных концепций и описывающие связи между перфекционизмом и когнитивными процессами. В зарубежной литературе представлены две когнитивные модели перфекционизма. Первая, когнитивно-бихевиоральная модель клинического перфекционизма Р. Шафран и её коллег, описывает такие когнитивные черты стремления к совершенству, как зависимость мнения о себе от достигнутых результатов и высокую самокритичность в отношении воспринимаемых неудач. Вторая модель, когнитивная теория перфекционизма Г. Флетта и его коллег, определяет когнитивные механизмы стремления к совершенству, заключающиеся в тщательном и продолжительном обдумывании опыта, повышенной бдительности и когнитивной предвзятости. Когнитивные аспекты перфекционизма диагностируют с помощью «Опросника перфекционистских когниций», а дезадаптивные когнитивные стратегии перфекционистов корректируют с помощью методов и практик когнитивно-бихевиоральной терапии.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Психические, психофизиологические процессы или явления
Стиль саморегуляции
Стиль саморегуля́ции, индивидуально-устойчивое, типичное для человека своеобразие выдвижения им целей своей внешней и внутренней активности и управления их достижением. Стили саморегуляции проявляются в устойчивых индивидуальных различиях в развитии осознанного планирования целей активности, способности учитывать значимые внутренние и внешние условия и создавать программы их достижения, оценивать и корректировать результаты действий, проявляя самостоятельность, ответственность, целеустремлённость, надёжность и гибкость. Разработаны многошкальные опросники для диагностики стилевых особенностей саморегуляции человека и их проявлений в различных видах учебной и профессиональной деятельности. На основе структурных и уровневых характеристик индивидуальных профилей саморегуляции выделены гармоничный и акцентуированный стили, описаны их разновидности в связи с личностными диспозициями и эффективностью в достижении учебных и профессиональных целей.
Природные объекты, эпохи, процессы, события