Владимир Соловьёв о Святом Престоле
Владимир Соловьёв о Святом Престоле. В 1880-е гг. Вл. С. Соловьёв был увлечён идеей восстановления единства христианской цивилизации. Первым шагом, по мнению мыслителя, должно было стать примирение существующих христианских конфессий, преодоление догматических и исторических разногласий, ставших причиной раскола в 1054 г., и восстановление единства Церкви. Фигура Римского понтифика в деле объединения церквей имела особое значение – Святой Престол рассматривался в качестве духовной опоры и духовного центра христианского человечества.
Проект соединения церквей, предложенный Соловьёвым, стал наиболее известной и широко обсуждаемой инициативой в русских и западноевропейских интеллектуальных кругах. Ещё при жизни мыслителя он привлёк внимание католических богословов, историков Церкви, представителей духовенства, официальных лиц Святого Престола и папы Льва XIII. Соловьёв опубликовал ряд работ на французском языке «Некоторые размышления о воссоединении церквей» («Quelques Considérations sur la réunion des Églises», 1886), «Русская идея» («L’idée russe», 1888), «Россия и Вселенская церковь» (««La Russie et l’Église Universelle», 1889), «Святой Владимир и христианское государство» («Saint Vladimir et l’État chrétien», 1888), чтобы донести свои идеи не только до рядовых католиков, но прежде всего до Святого Престола и Римского понтифика.
Посредниками между философом и Святым Престолом стали влиятельные представители Римско-католической церкви, настаивавшие на необходимости развития диалога Ватикана и православных стран, в частности России. Прежде всего стоит отметить епископа Дьяковарского (Боснийнского и Сремского) Й. Ю. Штроссмайера, хорватского каноника Ф. Рачкия, священника Чезаре Тондини де Кваренги из ордена варнавитов, кардиналов Винченцо и Серафино Ваннутелли, статс-секретаря Ватикана – Мариано Рамполла, французского журналиста католического издания L’Univers Евгения Тавернье, иезуитов Ивана Мартынова и Павла Пирлинга.
Вокруг своей первой встречи в 1883 г. с официальным лицом Святого Престола, как и вокруг большинства знаковых событий своей жизни, Соловьёв создал ореол тайны и божественного провидения. Философ Е. Н. Трубецкой свидетельствовал, что Соловьёв рассказывал о пророческом сне, который впоследствии повторился в реальности. В нём мыслитель встретил на улице высокопоставленное католическое лицо и попросил у него благословения на благое дело объединения христианских церквей. Этим высокопоставленным католическим лицом был Винченцо Ваннутелли – апостольский делегат на коронации императора Александра III. В своём официальном докладе о визите в Россию Ваннутелли подтвердил, что в Москве он познакомился с молодым русским учёным Вл. Соловьёвым, занимающимся обоснованием вопроса о первенстве Римского понтифика и проектом объединения церквей вокруг Рима. Кроме того, в докладе было отмечено, что публикации Соловьёва (подразумеваются статьи из цикла «Великий спор и христианская политика» и статья «Соглашение с Римом и московские газеты») нашли отклик в среде русского дворянства и интеллектуальной элиты.
Второй контакт Соловьёва с представителями Святого Престола состоялся при поддержке епископа Боснийского и Сремского Й. Ю. Штроссмайера. В 1886 г. философ подготовил небольшой, но содержательный текст, поясняющий основные предложения Соловьёва по вопросу о возможных путях достижения единства христианских церквей. Он подчёркивал, что центром объединения законно является Святой Престол, а пастырем христианского человечества и гарантом целостности Церкви – Римский понтифик. Однако Соловьёв настаивал на признании особой духовной сущности Православной церкви и сохранении её автономии. Работа была опубликована в Хорватии минимальным тиражом в 10 экземпляров под названием «Некоторые размышления о воссоединении церквей» («Quelques Considerations sur la Reunion des Eglises») и направлена епископом Штроссмайером через апостольского нунция в Вене – Серафино Ваннутелли – в Рим. В начале 1888 г. епископ Штроссмайер планировал организовать аудиенцию Соловьёва со Львом XIII. Он направил соответствующий запрос статс-секретарю Ватикана Мариано Рамполла, подчёркивая намерение философа прибыть в Рим весной 1888 г. Однако официальных подтверждений состоявшейся встречи нет. В мае 1888 г. Конгрегация доктрины веры по запросу Государственного секретариата Ватикана подготовила инструкции для перехода Соловьёва в католичество втайне от российского правительства, но материалы так и остались разработаны только на бумаге. Несмотря на отсутствие подтверждения прямых контактов и встреч Соловьёва с понтификом или кардиналом – статс-секретарём, Святой Престол продолжил интересоваться его идеями. Публикация статьи «Святой Владимир и христианское государство» в журнале L’Univers привлекла внимание Мариано Рамполла, который направил короткое письмо в адрес апостольского нунция во Франции с просьбой прислать работы Соловьёва о возвращении России в лоно Католической церкви. Штроссмайер направил в Ватикан экземпляры работ «Русская идея» и «Россия и Вселенская церковь» и получил ответ статс-секретаря о заинтересованности Святого отца. Соловьёв подтвердил знакомство Льва XIII с его идеями в письме к брату Михаилу (16–28 декабря 1888), отметив, что епископ Штроссмайер направил папе Римскому работу «Русская идея», который ответил, что в тексте излагаются интересные идеи, но едва ли имеющие возможность практической реализации. Такая реакция понтифика и более близкое знакомство с политикой Святого Престола заставили Соловьёва переосмыслить отношение к Риму. Он всё больше отходит от своих католических друзей и завершает диалог с ними. В своей последней работе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» философ кардинально пересмотрел свой взгляд на возможность свободного объединения церквей в истории, подчёркивая, что чаемое им истинное онтологическое единство Церкви достижимо только в ином порядке бытия.
Тем не менее в католической среде идеи Соловьёва были возрождены в начале 20 в., после публикации Мишелем д'Эрбиньи работы «Владимир Соловьёв: русский Ньюман» («Vladimir Soloviev: Un Newman russe», 1911). После выхода книги д’Эрбиньи в Западной Европе появился целый ряд публикаций, в которых Соловьёв представлен как русский философ, филокатолик и мыслитель, признававший духовное первенство Римско-католической церкви: Ж.-Б. Северака «Владимир Соловьёв» («Vladimir Soloviev»), Б. Шмитта «Владимир Соловьев – духовный отец русского католицизма?» («Wladimir Solowjew – der geistige Vater des russischen Katholizismus?»), В. Гуриана «Вселенская церковь Владимира Соловьёва» («Wladimir Solowjoffs Universalkirche»), Д. Стремоухова «Владимир Соловьёв и его мессианское творчество» («Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique») и др.
Во 2-й половине 20 в. советы Соловьёва пойти экуменическим путём и признать особый духовный статус и Восточной, и Западной церкви, искать платформу для диалога были услышаны Святым Престолом. Положения Второго Ватиканского собора по своему пафосу совпадают со взглядами русского философа.