Вердело Филипп
Вердело́ Фили́пп (Philippe Verdelot) (между 1480 и 1485 – между 1527 и 1532), французский композитор, работал в Италии.
Биографические данные о Вердело чрезвычайно скудны. Принято считать, что в первом десятилетии 16 в. он уехал из Франции в Италию (уже в ранних сочинениях не обнаруживается никаких следов «французского стиля»), где оставался до конца жизни. Согласно хронике Дж. Вазари, в 1511 г. Себастьяно дель Пьомбо написал портрет «Вердело, великолепного французского музыканта» (Verdelotto franzese, musico eccellentissimo) вместе с «его товарищем, певцом Убретто» (Ubretto suo compagno cantore; см.: Vasari G. Le vite dei più eccelenti pittori, scultori e architetti. Firenze, 1568. III parte. P. 340). Однако, несмотря на оживлённую научную полемику, портрет Вердело, как и личность его товарища, среди работ художника уверенно идентифицировать не удалось.
В Италии Вердело жил сначала в Венеции, в 1521 г. переехал во Флоренцию, где в 1522–1527 гг. служил в кафедральном соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (капельмейстер с 1523). В 1523–1524 гг. посещал Рим. В последние годы Флорентийской республики Вердело (благодаря мощному влиянию Н. Макиавелли, с которым познакомился в начале 1520-х гг.) сочувствовал республиканцам. Это сочувственное отношение просматривается в текстах некоторых его мотетов («Congregati sunt», «Letamini in Domino»), описывающих голод, болезни и прочие тяготы, которые принесла с собой война. Возможно, композитор погиб во время осады Флоренции имперско-папскими войсками (1529–1530); в любом случае, ни одно его сочинение невозможно датировать позднее 1530 г.
Писал во многих жанрах вокальной церковной и светской музыки. Сохранились 2 четырёхголосные мессы – «Philomena» (на материале мотета «Philomena praevia» Ж. Ришафора) и «La Gloria del Dixit Dominus», магнификат, около 60 мотетов преимущественно для 4–6 голосов (2 мотета 7-голосные).
Один из родоначальников (наряду с К. Фестой, А. Виллартом, Я. Аркадельтом) итальянского мадригала 16 в. Считается автором более 140 пьес в этом жанре для 4, 5 и 6 голосов, на стихи Ф. Петрарки, П. Аретино, Н. Макиавелли, А. Полициано, Л. Мартелли и других, в том числе анонимных, поэтов. Примерно треть из них приписываются Вердело на основе палеографических и стилистических аргументов. Характерный образец мадригального стиля Вердело – 4-голосный мадригал «Ogn’hor per voi sospiro» (напечатан в 1534), в простой силлабике и старогомофонной фактуре, с ясными каденциями. Поздние мадригалы (например, 5-голосный «Italia mia» и 6-голосный «Ultimi miei sospiri») в большей степени используют технику имитационно-полифонической разработки; однако в них ещё нет мадригализмов, столь типичных для развитых (позднейших) образцов жанра. Образец мотета Вердело – «Si bona suscepimus» (на текст из книги Иова; опубликован в 1526) – стилистически близок ранним мадригалам (простая фактура, силлабика, ясное членение формы, скупое применение имитаций и т. д.).
О европейской популярности Вердело в 16 в. свидетельствуют многие интабуляции (А. Вилларт, А. де Кабесон, анонимные авторы) и мессы-пародии (Я. Аркадельт, К. де Моралес, Ф. Герреро, Ф. де Монте, Н. Гомберт, Дж. П. да Палестрина) на материале его музыки. В 1566 г. К. Меруло отредактировал и переиздал два сборника («книги») мадригалов Вердело, приспособив их к современным ему итальянским вкусам. Начальный фрагмент мотета Вердело «Sancta Maria, succurre miseris» привёл в своём трактате «Музыкальный компендий» (1537) немецкий теоретик Лампадий; этот пример считается одним из первых в истории образцов печатной партитуры. Ф. Рабле в Четвёртой книге «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1552) включил Вердело во второй («современный») список знаменитых французских композиторов.