Лампадий Ауктор
Лампа́дий А́уктор (Авктор Лампадий, лат. Lampadius Auctor) (около 1500, Брауншвейг – 1559, Хальберштадт), немецкий теоретик музыки и протестантский богослов.
Редкое имя Ауктор получил в честь местнопочитаемого брауншвейгского святого Авктора (Ауктора, середина 5 в.). В середине 1530-х гг. занимал пост кантора в люнебургской Школе Святого Иоанна (Johannisschule). В конце 1537 г., после трагической смерти детей от чумы, оставил Люнебург и поступил на службу к графу Штольбергу в Вернигероде, при дворе которого служил пастором и учителем музыки. С 1541 г. до конца жизни пастор в церкви Святого Мартина в Хальберштадте. Около 1546 г. защитил докторскую диссертацию по теологии в Лейпцигском университете. В 1550-х гг. принимал участие в диспутах протестантских теологов, состоял в переписке с Флацием Иллирийским.
Единственный музыкально-теоретический труд Лампадия – трёхчастный «Музыкальный компендий» (Compendium musices) – был написан ещё в годы преподавания в Люнебурге и издан в Берне в 1537 г. Он показывает автора как человека осведомлённого и в музыкальной практике (монодии и полифонии), и в музыкальной науке.
В первой части компендия, посвящённой монодии (cantus planus, musica choralis), даны сведения по элементарной теории музыки: звукоряд, сольмизация, мелодические консонансы и диссонансы (в том числе запрет тритона и хроматического полутона b-h), церковные лады и т. п.; ценность представляет сводная таблица начертаний ключей (Lampadius A. Compendium musices. Bern, 1539. F. [8r]). Во второй части, посвящённой многоголосию (cantus figuratus, musica mensuralis), разъясняются понятия мензуральной ритмики – нотные длительности и паузы в диапазоне от максимы до семифузы, знаки мензур, пропорции; обсуждаются гармонические консонансы и диссонансы, законы голосоведения и т. д. Теоретические тезисы автор обильно иллюстрирует: монодию – в графике готической нотации, полифонию – в белой мензуральной нотации, в том числе на особом десятилинейном нотоносце (scala decemlinealis), который он советует композитору использовать при начале сочинения музыки.
Наиболее интересна третья часть «Компендия», посвящённая практической композиции, преимущественно четырёхголосной (дискант, альт/контратенор, тенор, бас). Правила сочинения сопровождаются ссылками на Жоскена Депре, творчество которого позиционируется как образец для подражания. Автор рассказывает о способах записи многоголосия – по голосам или в партитуре, редактируемой композитором на т. н. tabula compositoria (с лат. – дощечка для сочинения). Как конкретно выглядела и функционировала «дощечка», признаётся Лампадий, «никто не может передать ни словами, ни примерами» (Lampadius A. Compendium musices. Bern, 1539. F. [49v]). Ясно лишь, что ею пользовались «в старину» Жоскен, Х. Изак и другие «образованнейшие» (eruditissimi) музыканты. В качестве примера партитуры Лампадий приводит фрагмент мотета Ф. Вердело «Sancta Maria, succurre miseris». Этот пример считается первым образцом нотопечатной вокальной партитуры. Опираясь на свидетельства Лампадия, Э. Ловинский в 1948 г. предположил, что уже Жоскен сочинял многоголосие не по отдельным голосам (как в 15 в. было повсеместно принято), а сразу в партитуре.
Простой, ясный язык (даже в описаниях весьма сложных музыкально-теоретических сущностей) и лапидарный стиль учебника обеспечили его востребованность у современников (до 1554 «Компендий» переиздавался 4 раза). Рецепция Лампадия заметна в работах А. П. Коклико («Compendium musices», 1552), Г. Дресслера («Praecepta musicae poeticae», около 1564) и других теоретиков музыки.