Уорд Кит
Уо́рд Кит (Keith Ward) (род. 22.8.1938, Хексем, Нортамберленд), британский философ и богослов. Член Британской академии, профессор Лондонского (1986–1991) и Оксфордского (1991–2003) университетов, обладатель почётных степеней Амстердамского свободного университета и Университета Глазго. Автор более 35 книг, священник Церкви Англии (с 1972), в течение многих лет – каноник Крайст-черч в Оксфорде. Представитель традиции либерального христианства.
Философские и богословские взгляды
Уорд – философ-идеалист, он верит в превосходство духа или разума над материей и считает материальную Вселенную выражением или творением Высшего Разума. Он утверждает, что философский идеализм – наиболее адекватное, последовательное и правдоподобное метафизическое видение реальности. Оно, по мнению Уорда, влечёт за собой осознание уникальности опыта всех людей. Кульминацией своих полувековых философских и богословских поисков он считает свою работу «Христианская идея Бога: философские основания веры» (The Christian Idea of God: a Philosophical Foundation for Faith, 2017).
Уорд считает, что религии, несмотря на свою противоречивость и неоднозначность, позволяют людям получить некоторое осознание Высшего разума. В области его научных интересов лежит исследование различных способов, которыми люди искали духовную истину на протяжении всей истории человечества. Главная задача верующих сегодня, по его мнению, – сделать так, чтобы их верования способствовали процветанию человека и, насколько это возможно, – процветанию всех живых существ. Кроме того, он полагает необходимым привести древние религиозные верования в соответствие с современным научным мировоззрением.
Будучи христианином, Уорд утверждает, что и другие религии, кроме христианства, также содержат фундаментальные истины, и у них тоже есть чему поучиться. По мнению Уорда, религиозная истина сокрыта, главным образом, не в доктринах, но в личном духовном опыте индивида. С другой стороны, он прямо говорит о том, что ни одна религия не может претендовать на обладание ключом ко всем истинам Вселенной. В книге «Доводы в пользу религии» (The Case for Religion, 2004) Уорд размышляет о роли религии в жизни людей и утверждает, что в будущем религии будут меньше интересоваться метафизикой или политикой и больше сосредотачиваться на духовном опыте. Он рассматривает высказывания авторитетных психологов, социологов и антропологов о современных религиозных практиках, анализирует историю самых крупных мировых религий и влияние, которое оказала религия на формирование человеческой цивилизации. Уорд считает, что новые формы понимания религии возникают в нашем мире и сегодня в ответ на изменения знаний о космосе, которые указывают на неполноценность древних источников откровений. Развитие историко-критического метода, согласно Уорду, заставляет отвергнуть веру в непогрешимость древних текстов. Он также пишет о том, что растущая осведомлённость человечества о многообразии культуры различных народов показывает, что ни одна традиция не обладает исчерпывающим пониманием духовной истины. Уорд считает, что сегодня ближе всего к подлинному пониманию богатой и сложной реальности мира находится некая форма всеохватывающей религиозной веры (Ward. 2018. P. 207).
Сочинения
Труды Уорда посвящены 3 основным темам: философия, религия и христианское богословие. Книга «Бог: путеводитель для запутавшихся» (God: a Guide for Perplexed, 2013) представляет собой обзор верований в Бога различных народов со времён Древней Греции до наших дней. Взаимоотношению религии и современной науки посвящена книга «Большие вопросы науки и религии» (The Big Questions for Science and Religion, 2008). Работа «Огонь Паскаля: научная вера и религиозное понимание» (Pascal's Fire: Scientific Faith and Religious Understanding, 2013) представляет собой защиту религиозного мировоззрения в свете данных современной науки. В ней автор пытается ответить на вопрос Б. Паскаля: является ли Бог учёных Богом Авраама, Исаака и Иакова? В книге «Бог, случай и необходимость» (God, Change and Necessity, 1996) Уорд размышляет о роли случайности и промысла в нашем мире и том, как они соотносятся друг с другом. Книга «Почему Бог почти наверняка существует: подвергая сомнениям аргументы Докинза» (Why There Almost Certainly Is a God: Doubting Dawkins, 2008) представляет собой полемический трактат, направленный против «нового атеизма».
В книге «Бог и философы» (God and the Philosophers, 2009), подробно разбираются представления о Боге в трудах Платона, Фомы Аквинского, Р. Декарта, Дж. Беркли, Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Кроме того, в книге затрагивается проблема зла и трудности, с которыми сталкиваются верующие люди при буквальном понимании Библии. Философский анализ представлений о разуме, мозге и душе, а также защита т. н. двухаспектного идеализма (dual-aspect idealism), подробно представлены в книге «Больше, чем материя? : кем на самом деле являются люди» (More Than Matter? : What Humans Really Are, 2010). Книга написана для широкого читателя. В ней излагаются различные философские позиции, такие как эмпиризм и материализм, и отчасти она является ответом на влиятельную книгу Г. Райла «Концепция разума» (The Concept of Mind, 1949), в которой приводится конструктивная критика представления о дуализме разума и тела.
Наиболее известные работы Уорда – пятитомная серия по сравнительному богословию: «Религия и Откровение» (Religion and Revelation, 1994), «Религия и творение» (Religion and Creation, 1996), «Религия и природа человека» (Religion and Human Nature, 1998), «Религия и сообщество» (Religion and Community, 2000), «Религия и человеческое самосознание» («Religion and Human Fulfillment», 2008). Книги написаны академическим языком и представляют собой наиболее полное изложение взглядов Уорда на религию в целом. Они содержат изложение систематического христианского богословия в глобальном религиозном контексте, а также исследование пяти крупнейших религиозных традиций (христианство, иудаизм, ислам, буддизм и индуизм) с экуменической точки зрения.
Книги «Чему на самом деле учит Библия» (What the Bible Really Teaches, 2004) и «Слово Божье? : Библия после развития библеистики» (The Word of God? : the Bible after Modern Scholarship, 2010) представляют собой библейское изложение христианских верований с точки зрения либерального богословия. В работах «Христианство: очень короткое введение» (Christianity: a Short Introduction, 2000), «Христианство: путеводитель для запутавшихся» (2007) и «Переосмысленное христианство» (Re-thinking Christianity, 2007) проводится попытка рационального разъяснения христианской веры для современного читателя. В первой книге рассказывается о различных способах толкования ключевых христианских доктрин, во второй очень кратко описывается личное восприятие Уордом христианской веры, в третьей книге содержится более полное изложение истории развития христианства и размышления о путях его дальнейшей трансформации.
Книга «Исповедь выздоравливающего фундаменталиста» (Confessions of a Recovering Fundamentalist, 2019) представляет собой попытку с юмором говорить о богословии. В ней Уорд рассказывает о своём пути из консервативного в либеральное крыло христианства. В книге «Участвуя в Божественной природе» (Sharing in the Divine Nature, 2020) он рассматривает вопрос взаимоотношения Божественной сущности и творения. В главе «Аналогии и оксюмороны» Уорд полемизирует с Д. Б. Хартом (Ward. 2020. P. 72–80) относительно возможности творения добавить что-то к Божественной природе. Известно, что, будучи поборником классического теизма, подразумевающего простоту, неизменность и бесстрастность Бога, Харт отстаивает полную независимость Творца от творения. На страницах книги Уорд критикует его позицию, обосновывая точку зрения, согласно которой творение всё же привносит изменение в Божественную сущность.