Тунис. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Туни́са. Древнейшие памятники искусства на территории Туниса восходят к капсийской культуре. Известны неолитические дольмены, керамика. В конце 2-го – 1-м тыс. до н. э. на побережье финикийцы основали свои колонии, в том числе Карфаген (ныне Картаж; включён в список Всемирного наследия), ставший центром государства Карфаген. В период 3-й Пунической войны почти все памятники т. н. пунического искусства были разрушены (единственный не перестроенный римлянами пунический город – Керкуан, включённый в список Всемирного наследия).
От римской эпохи дошли руины городов (Суфетула близ Сбейтлы; Тубурбо-Маюс и др.) с преимущественно регулярной планировкой (главные улицы обстроены колоннадами), с форумами, храмами (римские – обычно на высоком цоколе и с четырёхколонным портиком; храмы местных божеств сохраняют традиционную для пунической культовой архитектуры тройную целлу и окружающий здание двор), с театрами (в Дугге), амфитеатрами (самый большой – в Тисдрусе, ныне Эль-Джем; Дугга и амфитеатр в Эль-Джеме включены в список Всемирного наследия), цирками, термами, жилыми домами и виллами. Из инженерных сооружений наиболее значителен акведук в Загване, питавший водой Карфаген.
В оформлении зданий важную роль играли мраморная и бронзовая скульптура и мозаики. Особенный интерес представляют мозаичные полы терм и жилых домов (найдено свыше 1 тыс. мозаик, иногда площадью более 100 м2, сложенных из кусочков разноцветного мрамора). Искусство мозаики развивалось на основе античной традиции: во 2 в. заметны подражание утраченным эллинистическим картинам и влияние александрийской школы (свободная живописная трактовка изображения, богатая цветовая гамма со светотенью, мотивы нильского пейзажа, мифологические и жанровые сцены – например мозаика водоёма в Сусе, 2 в., Археологический музей, Сус); в более самостоятельных произведениях конца 2 – 3 вв. отражены поиски декоративной выразительности (крупные пятна цвета, тёмный контур фигур и предметов); в 4 в. появились христианские сюжеты и эмблемы, рисунок стал схематичнее, изображения – более плоскостными.
В византийское время строились (или перестраивались из римских зданий) базиликальные церкви (Дамус-аль-Карита в Картаже), баптистерии, павильоны с бассейнами, выложенными мозаикой; возводились крепости, городские укрепления.
Архитектура и декоративно-прикладное искусство 7–18 вв.
История мусульманского искусства Туниса берёт начало с построек династии Аглабидов (800–909), которая формально находилась под властью Аббасидского халифата, но с начала 9 в. фактически была независимой. Искусство этого региона, называемого в Средневековье Ифрикия, формировалось на мощном римско-византийском основании. Ясность и простота форм, чередование в планировке открытых дворов и гипостильных залов, сдержанность в применении декора – характерные признаки ранней тунисской архитектуры. Искусство Аглабидов по сути положило начало такому явлению, как мавританское искусство (мавританский стиль), хотя в каждом регионе Северной Африки оно обрело впоследствии свои формы. Главным центром на территории современного Туниса был Кайруан (исторический центр включён в список Всемирного наследия).
Один из первых памятников тунисского зодчества, шедевр мусульманской архитектуры, – Большая мечеть Кайруана (Сиди-Окба) – основана ещё в 670 г., до Аглабидов, однако именно при правителях этой династии в 9 в. была завершена, украшена и прославлена в исламском мире. Кайруан был столицей Аглабидов, и эта огромная колонная (дворовая) мечеть (площадь 9 тыс. м2) стала прообразом для большинства культовых зданий Северной Африки, а также с самого начала обладала статусом главного духовного центра региона. Молитвенный зал мечети поделён на 17 нефов, перекрытия центрального повышены и включают купола над входным портиком и михрабной нишей, а вдоль стены киблы идёт поперечный центральному нефу трансепт. Купол над михрабом, возведённый в 1-й половине 9 в., – один из наиболее ранних сохранившихся куполов в мусульманском мире. Зал украшают 414 колонн-сполий из римских и византийских зданий, выполненных из мрамора, гранита и порфира, разной высоты и оформления, которые, несмотря на различия, искусно встроены в интерьер. В мечети Кайруана впервые появились характерные подковообразные арки, ставшие отличительной чертой мавританского искусства. Двор-сахн, окружённый галереями, оформлен арками, опирающимися на римские колонны, скорее всего добавленные в 11 в. Контрфорсы, поддерживающие внешние стены мечети, пристраивались для их укрепления в 13–18 вв. Приземистый, мощный трёхъярусный минарет (836) с почти квадратным в плане основанием расположен возле входа; его облик, как считается, вдохновлён римским маяком (не сохранился) в поселении Салакта (вилайет Махдия). Последний ярус, увенчанный куполом на парусах, – результат реставрации 13–16 вв. Михрабная ниша облицована белым мрамором, покрытым резьбой в характерном для времени Аглабидов антикизирующем стиле (изображения раковин и листьев винограда, растительные орнаменты). Поверхность стены вокруг ниши украшена квадратными изразцами с люстровой глазурью, переливающейся золотом. Считается, что эмир Абу Ибрахим Ахмад (правил в 856–863) привёз их из Багдада для украшения дворца. Это наиболее ранние сохранившиеся образцы керамики в технике люстра, впоследствии получившей развитие при Фатимидах в Египте и при Сельджукидах в Персии. Минбар мечети (около 862) – наиболее древний из сохранившихся в мусульманском мире. Это шедевр резьбы из тикового дерева: стилистика растительных мотивов отсылает к искусству Омейядов. Деревянные наборные потолки мечети сохранили росписи: самые ранние и простые по оформлению дощечки относятся к аглабидскому периоду, специалисты выделяют здесь росписи 11 и 13 вв., а также декор османской эпохи.
Большая мечеть Кайруана стала образцом для многих культовых построек Северной Африки. Наиболее близкий пример аглабидского времени – мечеть Сфакса (9 в.). Её молитвенный гипостильный зал также поддерживают колонны-сполии, двор обнесён галереями на подковообразных арках, а в его углу возведён приземистый трёхъярусный минарет.
Архитектурный тип, появившийся в годы мусульманского завоевания Северной Африки, – рибат, небольшая крепость, где селились добровольцы, видевшие свою миссию в религиозном и военном служении. Впоследствии рибаты выполняли функцию караван-сараев и выступали центрами распространения суфизма. Один из наиболее известных рибатов Туниса находится в Сусе, где строительство такой крепости (предположительно в 8 в.) положило начало существующему городу. Она возведена из материалов римских построек, и её помещения сгруппированы на двух этажах вокруг открытого двора. Нижний ярус оформлен арками на столбах и соединён с верхним этажом парными лестницами. С южной стороны пристроена округлая башня, предположительно служившая маяком (821). Рибат входит в ансамбль медины – старого города (медина Суса включена в список Всемирного наследия) – вместе с Большой мечетью Суса, не имеющей минарета; в целом она построена по образцу мечети в Кайруане. Ещё один важный тунисский рибат находится в г. Монастир.
В начале 10 в. в Ифрикии утвердилась новая шиитская династия Фатимидов, сделавшая в 921 г. столицей прибрежный город Махдия, а в 946 г. – новый город Мансурия близ Кайруана. После завоевания Египта в 969 г. центр державы Фатимидов переместился туда, а Тунис остался в управлении берберской династии Зиридов. Искусство в этот период продолжало развиваться в русле аббасидо-византийской традиции.
Большая мечеть Махдии, построенная Фатимидами в 916 г., имеет Т-образный в плане зал с трансептом и купол над михрабом, повторяя композицию мечетей Кайруана и Суса; минарета здесь нет. Стрельчатые и подковообразные арки опираются на столбы и колонны. Входной портал оформлен в духе римской триумфальной арки.
Серьёзным испытанием для Туниса эпохи Зиридов стали нашествия кочевых племён бану хилаль и бану сулайм в 1050–1052 гг., после которых большинство описанных выше памятников требовали реставрации. Михрабы мечетей Суса и Махдии, наборные расписные потолки мечети в Кайруане, минарет и оформление главного входа мечети в Сфаксе были поновлены в эту эпоху. Наиболее роскошный пример искусства времени Зиридов – максура (решётка-ограда) Большой мечети в Кайруане, покрытая тончайшей резьбой: эта высокая (2,8 м) деревянная «стена» завершается стилизованными зубцами, украшена надписями и растительными мотивами.
Мечеть Кайруана славилась мастерскими по изготовлению рукописей. Наиболее необычный и ценный образец – «Синий Коран» (2-я половина 9 – середина 10 вв.), предположительно единственный сохранившийся пример манускрипта, созданного в Ифрикии фатимидского времени (существуют и иные версии места и периода его происхождения), богато оформленный образец раннего исламского искусства книги. Листы горизонтального формата окрашены индиго и покрыты куфическим шрифтом, начертанным золотыми и серебряными чернилами. Рукопись, содержавшая, как считается, 600 страниц, разошлась по собраниям в разных странах мира (Национальный музей исламского искусства в Раккаде близ Кайруана; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Музей изящных искусств, Бостон; и др.). Другой из известных образцов – «Коран кормилицы» (около 1019–1020), написанный стилизованным куфи (листы ныне хранятся в Метрополитен-музее, Музее Бардо в г. Тунис и других собраниях). При Зиридах рукописи из Кайруана были знамениты по всему исламскому миру.
Во 2-й половине 12 в. территория Туниса вошла в состав государства Альмохадов, в 1229 г. к власти пришла династия Хафсидов, сделавшей столицей г. Тунис. В архитектуре 13–14 вв. постепенно нарастало влияние египетского стиля времени Мамлюкского султаната в противовес марокканской традиции. Наиболее характерный пример в области культовой архитектуры – мечеть Касба в г. Тунис (завершена в 1233), которая повторяет облик одноимённого памятника в Марракеше. Стройный, квадратный в плане минарет имеет надстройку-фонарь со шпилем и характерный декор – сетку, оплетающую все четыре грани сооружения. Аналогичные по типу минареты можно встретить в Марокко и Южной Испании. Хафсиды возвели в медине г. Тунис (включена в список Всемирного наследия) комплекс из многочисленных медресе, в том числе первое в Ифрикии (или даже Магрибе) медресе – аш-Шамайя (основано во 2-й половине 1230-х гг.) с открытым двором, куда выходят жилые и учебные помещения.
Эпоха 13–14 вв. для Туниса – время развития суфизма, когда строились обители-завия и мавзолеи, ранее неизвестные в регионе. Завия Сиди Абида аль-Гарьяни к началу 15 в. превратилась в комплекс медресе, помещений для суфийских бдений и мавзолея. Эта обитель, как и завия Сиди Бен Арус в г. Тунис (1490), включает подковообразные арки характерной формы и необычные пирамидальные перекрытия вместо куполов. Мавзолей Сиди Касима аль-Джализи в г. Тунис (около 1496) представляет собой пример характерного для эпохи совмещения разнородных мотивов. Он перекрыт не куполом, а пирамидальной, облицованной изразцами крышей, в интерьере потолки обильно украшены резным и наборным деревом. Подковообразные арки на тонких колоннах имеют полосатый декор, напоминающий архитектуру Мамлюкского султаната, в то время как стукковая резьба в верхней части стен и декор керамическими плитками с мелким узором в нижней напоминают марокканскую традицию.
Хафсиды много занимались фортификационными работами: в Кайруане, Сусе и Сфаксе. В 21 в. только одни из семи ворот г. Тунис, Баб-эль-Джадид, частично сохранили свой исходный облик. Практически ничего не осталось и от дворцовых построек, хотя авторы того времени, например Ибн Хальдун, описывали многочисленные дворцы и сады в окрестностях столицы.
Особая архитектурная традиция сложилась на берберском о. Джерба, где из камня строились мечети «крепостного» вида, перекрытые цилиндрическими сводами, с приземистыми минаретами. Остров часто подвергался атакам неприятеля, и мечети строились как своеобразные рибаты. На 2020-е гг. здесь сохранилось более 300 мечетей.
Дальнейшее развитие тунисской архитектуры происходило под влиянием Османской империи, захватившей его территорию в 16 в. Постепенно османское правление стало формальным, в то время как реальная власть сосредоточилась в руках местных династий Мурадидов (17 в.) и Хусейнидов (начало 18 – середина 20 вв.). В мечети Юсеф-дея в г. Тунис (начало 17 в.) совмещены местные традиции (гипостильный зал) и следы османского влияния (минарет-многогранник с остроконечным завершением; соединение мечети с медресе, мавзолеем, источниками-фонтанами и др. в комплексе-куллие).
В османское время, в 17–18 вв., развернулось производство местных изразцов-каллалин (названы по району Каллалин в г. Тунис). Их самобытная цветовая гамма строится на коричневых, жёлтых и зелёных тонах, дополненных синим графическим рисунком: линеарный орнамент обильно оплетает цветочные вазоны, архитектурные и зооморфные мотивы и т. д. В таком же стиле изготовлялись фаянсовые сосуды и иные керамические предметы, однако с более грубой росписью. Сложились существующие и в 21 в. традиции ковроделия (Кайруан, Бизерта, ковры берберов и др.), вышивки и плетения кружев, чеканки и инкрустации по металлу, ювелирного искусства.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура конца 19 – 21 вв.
С 1880-х гг., с началом протектората Франции в Тунисе, строились здания и городские районы европейского типа. Многие общественные сооружения и частные виллы возводились в мавританском стиле (одном из западных исторических стилей), который включал черты разных архитектурных школ Северной Африки и остального исламского мира. Примечательные сооружения обладают лапидарностью и массивностью форм, присущими именно тунисскому зодчеству (например вилла Ж. Себастьяна в Хаммамете, 1927, ныне Международный культурный центр).
Восстановление разрушенных в ходе Второй мировой войны 1939–1945 гг. городов (в том числе под руководством Б. Зерфюсса) шло в том числе в традиционном русле, с использованием местных материалов. С 1950-х гг. в архитектуре Туниса международные тенденции сочетались с местными и общеисламскими мотивами (архитекторы Хамед Амара, О.-К. Какуб). В последней четверти 20 – начале 21 вв. к числу ведущих архитекторов принадлежали Вассим бен Махмуд, Тарак бен Милед, Аджми Мимита, Амира Нуйра. Сохранением и реконструкцией исторических городских районов занималась Семия Акрут-Яише. В 1-й половине 2020-х гг. работают архитектурные бюро Tasegda, Atelier osMose, ARK-architecture.
Истоки современного изобразительного искусства в Тунисе восходят к концу 19 в. Как характерно для большинства стран, находившихся под протекторатом или колониальной властью европейских государств, тунисское художественное сообщество пережило увлечение академизмом (обучавшийся в Риме Ахмед бен Осман), а затем модернизмом (учившийся в Академии Жюлиана Абд аль-Вахаб Джилани – представитель парижской школы; получивший образование в Риме и Париже Хейди Хаяши – придворный художник Хусейнидов).
Первое в Тунисе объединение художников, «Группа четырёх», сложилось к 1936 г. по инициативе П. Бушерля, родившегося здесь французского живописца. М. Леви, Ж. Лелуш, А. Копора и сам Бушерль стремились, покинув колониальный контекст, найти собственный путь в искусстве, основанный на местном наследии и международном авангарде. После войны объединение превратилось в «Группу десяти», куда также вошли тунисские мастера – «отец тунисской живописи» Яхья Турки, Аммар Фархат, Джеллаль бен Абдалла и др., сформировавшие к 1949 г. более обширную и влиятельную тунисскую школу во главе с Бушерлем (её членами также были Сафия Фархат, Абд аль-Азиз Горги и др.). Участники школы декларировали разрыв с ориенталистской тематикой и обращение к национальным традициям и народным темам. Несмотря на отсутствие манифеста, все художники одинаково понимали задачу: изображение тунисской повседневности, архитектуры и природы; они использовали для вдохновения арабскую каллиграфию, миниатюру и художественные ремёсла. Каждый мастер при этом сохранял индивидуальный стиль, например Аммар Фархат сочетал приёмы реализма и экспрессионизма, в то время как полотна Абд аль-Азиза Горги демонстрируют влияние сюрреализма и примитивизма. Всех живописцев, однако, объединяет трактовка колорита (сложные сочетания, тонкие оттенки и переходы цвета).
Поколение, достигшее творческой зрелости в 1960-х гг., пошло дальше в упрощении художественного языка. Хатем аль-Мекки и Хеди Турки работали в русле абстракционизма, используя локальные цвета и простые формы с включением народных мотивов. На их опыт опирались Неджиб Бельходжа и Нджа Махдауи. Первый стремился свести к знаку, похожему на каллиграфический, традиционные тунисские архитектурные формы; его наиболее известная живописная серия – будто вырезанные из бумаги силуэты построек медины насыщенных цветов. Нджа Махдауи вдохновлялся традициями арабской каллиграфии, экспериментируя с материалами: свои абстрактно-эпиграфические композиции он наносил на холст, папирус, бумагу, пергамент и алюминий («Губар. Квадрат II», тушь, акриловые краски, пергамент, 2009).
Как реакция на ситуацию художественной несвободы конца 1980-х гг. по инициативе художника и литератора Хешми Гашема в 1988 г. возникло движение «Совместная живопись», которое позволило художникам вместе заниматься творчеством: работа велась одновременно разными живописцами на одном холсте без предварительного планирования, но так, чтобы произведение в итоге выглядело цельно.
После «Жасминовой революции» 2010 г. возникают новые художественные направления, открываются галереи и выставочные площадки. Многие мастера обращаются к медиаискусству. Мухаммад бен Солтан, работающий в области искусства фотографии, создающий живописные полотна, инсталляции и коллажи, – пример художника современного Туниса; его работы посвящены остросоциальным и политическим вопросам.