Квакеры
Ква́керы (англ. quaker, буквально – трясун), представители радикального протестантского движения, зародившегося в Англии в середине 17 в. Самоназвание – Друзья, официальное название организации – Религиозное общество Друзей. Происхождение термина «квакеры» точно не установлено: по одной из версий, «дрожащими» называли ранних Друзей за экстатические телодвижения, совершаемые в ходе молитвенных собраний (впоследствии эта практика исчезла).
В основе учения квакеров лежит доктрина «внутреннего света» (англ. the light within) – божественного откровения в душе верующего как основного источника религиозного вдохновения. Квакеры отрицают значимость обрядов, церковных институтов и иерархии; богослужение состоит из собраний, посвящённых безмолвной молитве и поиску «внутреннего Христа» (англ. the Christ within) – духовного контакта с Богом. Характерные особенности мировоззрения квакеров – религиозная терпимость, честность, пацифизм и активная благотворительная деятельность.
Датой основания движения квакеров обычно считается 1647 г., когда сын ткача Дж. Фокс испытал мистическое озарение и начал проповедовать доктрину «внутреннего света». Фокс и его последователи (Дж. Нейлер, А. Пенингтон и др.) развивали идеи, популярные среди анабаптистов, сикеров, рантеров и представителей других радикальных религиозных течений. Своё вероучение Фокс изложил в «Дневнике» (опубликован посмертно), разработал организационную структуру Общества Друзей (еженедельные, ежемесячные и ежегодные собрания). Однако систематически взгляды квакеров впервые были представлены в «Апологии истинного христианского богословия» Р. Баркли (1678).
В период Английской революции 17 в., Протектората и особенно после реставрации монархии в 1660 г. квакеры подвергались гонениям. Фокс провёл в тюрьме в общей сложности более 6 лет; при короле Карле II Стюарте в заключении оказались около 13 тыс. членов Общества Друзей, из них 350 погибли. Пострадал и самый знатный из квакеров – У. Пенн, основатель колонии Пенсильвания в Северной Америке (1681), где бежавшие из метрополии квакеры пользовались значительной религиозной свободой. Преследования прекратились с принятием в 1689 г. Акта о веротерпимости, однако вплоть до 2-й четверти 19 в. квакеры не имели права учиться в британских университетах и занимать политические посты.
В 17–19 вв. внутри Общества Друзей шла полемика между представителями т. н. евангелизма (признававшими авторитет Священного Писания) и традиционалистами, стремившимися вернуться к духовной практике ранних квакеров. Так, «христианские квакеры», возглавляемые Дж. Китом (1638 или 1639 – 1716), требовали дополнить учение о «внутреннем свете» обязательным признанием «исторического Христа» и объявляли Библию основным источником божественной благодати. В 19 в. господствующим среди квакеров стало евангелическое направление, настаивавшее на авторитете Священного Писания и большей регламентации догматики. Это побудило проповедника Э. Хикса (1748–1830) выступить во главе «традиционалистов» в защиту ведущей роли «внутреннего света», что привело в 1827–1829 гг. к официальному расколу Общества Друзей (был преодолён лишь в 1955). Противоречия между сторонниками Хикса и его противниками («ортодоксами») нашли продолжение в полемике между последователями Дж. Герни (1788–1847), отстаивавшими протестантский принцип спасения через веру в «исторического Христа», и апологетами Дж. Уилбура (1774–1856), проповедовавшего в духе убеждений Хикса. Сторонники Хикса и Уилбура, исключённые из Общества Друзей, организовали независимые ежегодные собрания. Раскол на «уилбуритов» и «гернитов» продолжался до конца 19 в.; ныне традиция Герни сохраняется в т. н. консервативных ежегодных собраниях в американских штатах Огайо, Айова и Северная Каролина. Отголоски этих противоречий сохраняются в разделении современных квакерских собраний на «программные» (с заранее подготовленными проповедями) и «непрограммные» (с преобладанием негласной молитвы и спонтанного проповедования).
В Северной Америке квакеры, в отличие от других колонистов, стремились поддерживать мирные и дружественные отношения с индейцами, выступали против рабства. Начиная с 18 в. они известны деятельностью в области аболиционизма, пацифизма (квакерские организации Совет службы Друзей и Комитет службы американских Друзей удостоились в 1947 Нобелевской премии мира), реформы пенитенциарной системы и благотворительности (в тесном сотрудничестве с организацией Красного Креста).
На начало 21 в. численность квакеров составляла порядка 360 тыс. человек, из них в Африке насчитывалось 43 %, Северной Америке – 30 %, Латинской Америке – 17 %, в Европе и на Ближнем Востоке – 6 %, в Азии и Океании – 4 %. На территории России организации квакеров действовали с начала 19 в. по 1930 г. и с 1970-х гг.; на начало 21 в. малочисленны (наряду c Московским религиозным обществом Друзей имеются группы в Санкт-Петербурге, г. Электросталь Московской области).