Тег

Священные писания

Священные писания
Найденo 45 статей
Библейские персоналии
Адам (библейский персонаж)
Ада́м, согласно библейской книге Бытия, первый человек, сотворённый Богом, прародитель всего человечества. Существительное ʾāḏām имеет значение «человек, человечество» и в тексте Ветхого Завета используется и как имя собственное, и как имя нарицательное. В канонических книгах Ветхого Завета фигуре Адама уделяется мало внимания. В христианской традиции фигура Адама играет гораздо большую роль, чем в иудейской, из-за значимости истории грехопадения в христианской теологии.
Альбрехт Дюрер. Адам. Левая створка диптиха «Адам и Ева». 1507
Священные тексты
Евангелие
Ева́нгелие, в христианстве: 1) весть о наступлении Царствия Божия и о спасении человеческого рода от греха, возвещённая Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христианской Церкви; 2) книга, излагающая эту весть в форме повествования о земной жизни, спасительных страданиях, смерти и воскресении Христа; 1-я часть Нового Завета, включающая 4 письменных Евангелия – Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна, которые называются каноническими, т. к. они вошли в состав канона Нового Завета. Помимо Нового Завета есть множество апокрифических писаний, также посвящённых Иисусу и названных «Евангелие», однако не рассказывающих о его деяниях и смерти.
Религия
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Синоптическая проблема
Синопти́ческая пробле́ма, в новозаветной библеистике (исагогике) дискуссия о причинах сходства и расхождения в содержании, языке, объёме и последовательности изложения материала в первых трёх канонических Евангелиях – от Матфея, от Марка и от Луки. Конечной целью этой дискуссии является установление их происхождения и направления зависимости (прямой или опосредованной литературной, через общее устное предание и т. д.). Доминирующей гипотезой с конца 19 в. доныне остаётся гипотеза двух источников, сторонники которой объясняют указанные особенности синоптической традиции тем, что евангелисты Матфей и Лука использовали при составлении своих текстов тот или иной вариант Евангелия от Марка и гипотетически реконструируемый (на основании общего материала Матфея и Луки) источник логий (Q). Своих сторонников имеют и другие решения проблемы, прежде всего гипотезы множественных редакций, Иерусалимской школы, устного предания и двух документов. Современные варианты представляют собой альтернативные ответы по отношению к тем, которые сохранились в церковной традиции происхождения Евангелий, а также лишают всякой основы практику гармонизации особенностей и противоречий между текстами синоптиков, как это делалось в ранних евангельских гармониях.
Религия
Священные тексты
Песнь песней Соломона
Песнь пе́сней Соломо́на, сборник любовной лирики, дошедший до нас в составе Библии. Жанры, образы и мотивы, используемые в Песни песней, встречаются в литературе и изобразительном искусстве Древнего Востока и Античности. Язык Песни песней – необычная разновидность библейского иврита, сплав традиционного поэтического языка с разговорным. Комическое и серьёзное часто соседствуют друг с другом, причём один из источников комизма – пародирование высокого и сакрального. Гендерная иерархия в некоторых стихотворениях перевёрнута: женщина доминирует и наделена «мужскими» чертами.
Мужчина и женщина во время интимного свидания. Между ними – голубь (вестник любви). Прорисовка с цилиндрической печати из древней Сирии. Середина 18 в. до н. э.
Направления, стили, жанры в литературе
Евангельская гармония
Ева́нгельская гармо́ния, жанр библеистической литературы, в рамках которого согласовываются евангельские сообщения о жизни Иисуса Христа. Впервые термин использован А. Озиандером в названии его сочинения «Harmonia evangelica» (1537). В рамках патристической литературы проблема согласования Евангелий наиболее подробно рассмотрена Августином в сочинении «О согласии евангелистов». Особое место в истории решения этой проблемы занимает Диатессарон сирийского апологета Татиана.
Религия
Божества
Троица
Тро́ица, важнейшее имя Бога в христианстве. Троица означает, что Единый по существу Бог троичен в трёх Лицах (Ипостасях) – Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. Учение о Троице (триадология), важнейшее в христианстве, наиболее полно было раскрыто в 4 в. святителями Григорием Богословом, Василием Великим и Афанасием Великим. На I и II Вселенских соборах Церкви (325 и 381) был составлен Никео-Константинопольский символ веры – краткое изложение сути триадологии в контексте домостроительства спасения мира.
Религия
1
2
3
4
5