«Total War» (серия видеоигр)
«Total War» («Тотальная война»), серия видеоигр в жанре стратегии. Созданные студией игровых разработчиков The Creative Assembly Limited, игры серии в разное время издавались компаниями Electronic Arts, Activision и Sega (c 2005 Sega также является владельцем Creative Assembly). На данный момент серия насчитывает 12 основных игр (15, если учитывать игры мини-серии Total War Saga) и несколько дополнений к ним. Характерная особенность геймплея всех игр – синтез двух жанров игровых стратегий: TBS (пошаговая стратегия) и RTS (стратегия в реальном времени).
Первая игра серии «Shogun: Total War», посвящённая военным конфликтам периода Сэнгоку японской истории, была впервые издана американской компанией Electronic Arts в 2000 г. Это дебютный проект британской студии Creative Assembly в области военных стратегий: до этого студия занималась разработкой спортивных симуляторов («Cricket World Cup 99», «Rugby World Cup '95» и др.). Коммерческий успех издаваемой Electronic Arts серии RTS «Command & Conquer» сподвиг разработчиков Creative Assembly попробовать силы в новом направлении.
Выход на рынок «Сёгуна» способствовал привлечению внимания к студии со стороны игровых издательств, что позволило Creative Assembly оставить Electronic Arts и перейти к сотрудничеству с другой американской компанией, Activision Publishing. Изданные Activision две последующие игры серии – «Medieval: Total War» (2002) и «Rome: Total War» (2004) – принесли популярность Creative Assembly как создателю оригинальных игровых стратегий. Посвящённая становлению Рима в качестве сверхдержавы античного Средиземноморья игра «Rome: Total War» получила всеобщее признание среди игроков и игровых критиков, собрав массу положительных отзывов (Metacritic).
На волне успеха Creative Assembly в 2005 г. снова сменила издателя, став дочерней студией японской Sega Corporation, в составе которой остаётся по настоящий момент. Также Sega приобрела у Activision права на издание «Рима» как самой успешной на тот момент игры серии.
Игровой процесс
Оригинальная игровая механика всех игр серии состоит в сочетании двух режимов игры: стратегического, или режима кампании, и тактического, или режима битвы.
Режим кампании представляет собой традиционную пошаговую 4X-стратегию. Игрок выбирает одну из ограниченного числа предложенных игровых фракций (характерные особенности каждой из которых зависят от вселенной конкретной игры серии) и берёт под своё руководство все предусмотренные игрой аспекты жизни выбранной фракции. В задачи игрока входят изучение игрового мира, поиск (с последующим захватом и эксплуатацией) ресурсов для экспансивного и интенсивного развития фракции, в конечном счёте предполагающего объединение под властью игрока ключевых территорий игрового мира. На пути игрока к достижению локальных задач и финальной цели возникают другие фракции с идентичными игровыми устремлениями. Столкновение интересов в борьбе за территории игрового мира неизбежно приводит к войне фракций. «Тотальный милитаризм» составляет особенность режима кампании игр серии «Total War», в отличие, к примеру, от игр серии TBS «Sid Meier's Civilization», предполагающих (по крайней мере, гипотетически) невоенные варианты экспансии (посредством религии и культуры).
В отличие от пошагового режима кампании, время в котором отсчитывается ходами с момента начала игровой партии (или же возрастом игрового мира), режим битвы происходит в реальном времени. В режиме кампании игроку предоставляется возможность перейти в режим битвы, когда в игровом мире армия фракции игрока сталкивается либо с армией, либо с поселением враждебной фракции. В режиме битвы игрок может либо взять на себя роль боевого командира, чтобы непосредственно руководить отрядами войска на поле боя, либо, решив остаться в стратегическом режиме, доверить роль боевого командира искусственному интеллекту. Во втором случае потери фракции игрока (а иногда и исход всей битвы) нередко оказываются непредсказуемы или неудовлетворительны для игрока. Тем самым издержки игровой механики «автобоя» подталкивают игрока к более или менее частой смене игровых режимов.
В играх серии начиная с «Рима» присутствует режим «исторических битв», где с помощью игровых механик воссоздаются наиболее известные сражения соответствующей игровой вселенной.
Актуальное состояние серии и влияние
Спустя несколько лет после того, как Creative Assembly перешла в собственность Sega, серия «Total war» пережила несколько попыток качественного преобразования в некоторых игровых параметрах. Оригинальные игры серии представляют собой исторические симуляторы, посвящённые военным действиям эпохи Античности, Средневековья и Нового времени. В 2016–2017 гг. серия дополнилась двумя играми по фэнтезийной вселенной «Warhammer» (в 2021 ожидается выход заключительной части игровой трилогии).
Последние игры студии, выполненные в более традиционном для серии историческом сеттинге, также претерпели некоторые изменения. При создании вселенных «Total War: Three Kingdoms» («Тотальная война: Троецарствие», 2019) и «Total War Saga: Troy» («Сага о тотальной войне: Троя», 2020) разработчики отталкивались не от самих исторических событий, а от художественных произведений, повествующих об этих событиях. Взаимодействие с персонажами, чьи образы восходят к героям романа Ло Гуаньчжуна «Троецарствие» и поэмы Гомера «Илиада», составляют значимую часть игрового процесса.
Помимо экспериментов с сеттингом, Sega на протяжении последних ряда лет предприняла несколько попыток расширить число целевых игровых платформ в рамках серии «Total War Battles» для iOS («Total War Battles: Shogun», 2012; «Total War Battles: Kingdom», 2016). В 2016 г. при поддержке Feral Interactive состоялся выход «Rome: Total War» на платформе iOS.
Игры серии являются вехой в истории жанра стратегий. Игровое сообщество принимает активное участие в развитии и популяризации игр серии. При поддержке разработчиков на каждую новую игру серии выходит большое количество любительских модификаций. В них по сравнению с оригинальными версиями игр улучшаются графическая составляющая, действия компьютерного противника на поле битвы и др. На базе классических игр серии при помощи модификаций реализовано несколько тематических проектов, которые полностью изменили баланс и игровой процесс («Total War Center»; «Imperial»). Мастера игр регулярно проводят и принимают участие в киберспортивных турнирах по играм серии.