Сэнгоку дзидай
Сэнго́ку дзида́й [戦国時代 – эпоха воюющих провинций (княжеств)], период японской истории (1467–1573), характеризующийся отсутствием фактической центральной власти и междоусобными войнами даймё за расширение территорий собственных владений в провинциях. В западной историографии часто именуется периодом феодальной раздробленности в Японии. Для характеристики Сэнгоку дзидай часто используется встречающееся в источниках выражение «низы ниспровергают верхи» (гэкокудзё), противоречащее конфуцианским традициям государственного устройства, но отвечающее реалиям военного времени.
Начало Сэнгоку дзидай спровоцировано т. н. войной годов Онин (1467–1477), в результате которой была практически полностью уничтожена столица Японии – Киото, а сёгунат Асикага утратил свои полномочия арбитра в спорах между провинциальными военными домами. Верхняя граница периода Сэнгоку дзидай – спорное место в традиционной историографии. Окончанием периода в разное время считались годы: 1568 г. – взятие войсками Оды Нобунаги Киото, 1590 г. – покорение Тоётоми Хидэёси северо-восточных княжеств и объединение им под своим началом большей части Японии, 1600 г. – победа Токугавы Иэясу в битве при Сэкигахаре, 1603 г. – назначение Токугавы Иэясу на должность сёгуна. В начале 21 в. верхней границей Сэнгоку дзидай принимается 1573 г. – год изгнания Одой Нобунагой сёгуна Асикаги Ёсиаки (1537–1597) из столицы, прерывание династии сёгунов Асикага и складывание нового баланса сил среди военных домов.
Наряду с децентрализацией власти и военными конфликтами, в период Сэнгоку дзидай выросло число городов, формировавшихся в качестве экономических центров рядом с замками даймё. Развитие получило правотворчество: главы военных домов создавали своды правил, обязательных для исполнения в их владениях, вводили собственную систему рангов и должностей для вассалов – без оглядки на сёгунат. На Сэнгоку дзидай пришлись и первые контакты японцев с европейцами, прибывшими на о. Танегасима (Танэгасима) в 1543 г. С этого времени японцы начали обучаться навыкам изготовления огнестрельного оружия; в их среду проникло христианство.