Территориальная оборона
Территориа́льная оборо́на (тероборона), комплекс согласованных и взаимосвязанных по целям, месту, времени и способам выполнения общегосударственных и военных мероприятий по охране и обороне критически важных объектов и коммуникаций, защите населения, а также по установлению и поддержанию режимов военного или чрезвычайного положения на территории страны, военного округа и административного образования; особая форма вооружённой борьбы.
Цель теробороны – защита объектов и коммуникаций на территории страны (военного округа, административного образования) от действий противника, диверсионных и террористических актов и создание благоприятных условий для функционирования органов государственного и военного управления, предприятий, коммуникаций и жизнедеятельности населения.
Она достигается проведением охранных, режимно-правовых, административно-ограничительных и других мероприятий, объединённых единым замыслом и планом, а также действиями войск (сил) по уничтожению десантов, диверсионно-разведывательных групп, вторгшихся войсковых группировок противника, террористических сил и незаконных вооружённых формирований (бандформирований).
Основными задачами теробороны являются:
охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях;
борьба с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника;
обеспечение введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положений на территории РФ или в отдельных её местностях в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в редакции от 4 ноября 2022 № 419-ФЗ).
Данные задачи решаются в сочетании с действиями по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения, стихийных бедствий, катастроф и аварий на предприятиях и коммуникациях, а также по выполнению задач по охране общественного порядка и общественной безопасности.
Необходимость организации теробороны исходит из угрозы применения противником (как при подготовке, так и в ходе агрессии) широкомасштабных действий сил специальных операций, направленных на вывод из строя важных военных и государственных объектов, коммуникаций с целью подрыва боеспособности войск, экономического потенциала страны, нарушения управления, срыва поставки мобилизационных ресурсов в войска округа.
Важными и критически важными объектами, подлежащими охране и обороне в системе теробороны, являются:
военные – пункты управления стратегического, оперативно-стратегического и оперативного звеньев; узлы связи, радио- и телецентры; стационарные и мобильные объекты РВСН, аэродромы, позиционные районы и другие объекты ВКС; военно-морские базы и пункты базирования флота; места хранения ядерных боеприпасов, арсеналы, базы, склады с вооружением, боеприпасами, горючим и техникой; военные городки;
государственные и хозяйственные – объекты оборонных и других наиболее важных отраслей промышленности, энергетики и связи; атомные электростанции; объекты с отравляющими ядовитыми веществами и потенциально опасными технологическими циклами; гидротехнические сооружения; базы (склады) государственного резерва различного назначения; особо режимные учреждения, учреждения государственного банка; госпитали;
объекты на коммуникациях – тоннели, мосты, путепроводы, горные проходы и перевалы; крупные железнодорожные узлы и станции; морские и речные порты и портовые сооружения; насосные станции; трубопроводы различного назначения.
Перечень объектов, подлежащих централизованной охране и обороне в мирное и военное время, определяется постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 928-р. Данный перечень детализируется и конкретизируется командующим войсками военного округа (флота) исходя из конкретных условий обстановки и по согласованию с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Как показывает опыт выполнения задач по охране и обороне важных объектов в условиях чрезвычайного положения и при выполнении задач контртеррористической операции, подготовка таких объектов к обороне и их оборона должны осуществляться в соответствии с требованиями боевых уставов, а также внутреннего устава и Устава гарнизонной и караульной службы ВС РФ.
Порядок организации, развёртывания и ведения теробороны, функции органов военного управления, органов, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области теробороны определяются Положением о теробороне РФ, утверждённым Указом Президента РФ в 2014 г.
Тероборона осуществляется по территориально-зональному принципу и планируется в мирное время в рамках организации обороны РФ:
в границах территорий военных округов (зонах теробороны) – командующими округов военного времени совместно с органами управления других войск и региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России, соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в федеральных округах;
в субъектах Российской Федерации – военными комиссариатами субъектов Российской Федерации под руководством начальников территориальных гарнизонов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по субъектам Российской Федерации;
в муниципальных образованиях (районах теробороны) – начальниками отделов по муниципальным образованиям военных комиссариатов субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по муниципальным образованиям.
С даты начала действия военного положения в субъектах Российской Федерации в муниципальных образованиях, на территориях которых введено военное положение, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», создаются межведомственные координирующие органы – штабы теробороны. Штабы военных округов планируют и осуществляют тероборону в установленных для них границах зон и районов. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий теробороны.
Зона теробороны представляет собой часть территории военного округа, как правило, в административных границах субъекта РФ с находящимися на ней силами и средствами, выделенными (назначенными) от различных министерств и ведомств для выполнения задач теробороны и объединёнными под единым руководством.
Район теробороны является составной частью зоны теробороны, как правило, в административных границах районов.
Главным организатором теробороны является командующий войсками военного округа военного времени.
Успешное выполнение задач теробороны в зоне (районе) обеспечивается заблаговременным планированием мероприятий, подготовкой важных военных и государственных объектов к надёжной охране и обороне, подготовкой органов управления, сил и средств к выполнению поставленных задач и их тесным взаимодействием.
Порядок и сроки выполнения мероприятий теробороны, задачи для войск (сил), участвующих в их осуществлении, доводятся директивами (распоряжениями) по территориальной обороне соответствующими органами управления теробороны.
Выполнение задач теробороны в зоне (районе) осуществляется объединёнными усилиями сил и средств Министерства обороны РФ, Росгвардии, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел (МВД), МВД республик, управлений ВД краёв, областей, районных отделов ВД.
Силы и средства для решения задач теробороны выделяются по мере необходимости от соединений, воинских частей и учреждений органов и ведомств, имеющих вооружённые формирования. Координация их действий в зоне (районе) территориальной обороны возлагается на начальника зоны (района) территориальной обороны.
Во многих зарубежных странах вопросам теробороны уделяется должное внимание. Например, для организации и осуществления теробороны территория ФРГ разбита на территориальные командования «Север», «Юг» и «Восток».
Основными задачами территориальных войск ФРГ являются:
обеспечение мобилизационного развёртывания бундесвера (вооружённых сил ФРГ) и оперативного развёртывания объединённых вооружённых сил НАТО на территории ФРГ;
участие боеготовых соединений территориальных войск в боевых действиях в составе армейских корпусов вооружённых сил ФРГ;
боевое и тыловое обеспечение американских войск усиления, перебрасываемых из США в ФРГ в кризисной обстановке и в военное время;
оборона тыловых районов, борьба с воздушными и морскими десантами, а также диверсионно-разведывательными группами противника;
охрана и оборона важных государственных, военных и промышленных объектов, транспортных коммуникаций и линий связи;
подготовка резервистов в мирное и военное время, а также осуществление восполнения потерь соединений и частей сухопутных сил в ходе войны;
организация и проведение мероприятий по ведению психологической войны;
материальное, техническое и медицинское обеспечение бундесвера, а также частично и объединённых вооружённых сил НАТО на территории ФРГ;
подготовка и обеспечение устойчивости инженерных заграждений, создание зон разрушений и затоплений, обезвреживание взрывоопасных предметов;
приём и содержание военнопленных, захоронение погибших военнослужащих бундесвера и союзных войск, а также военнослужащих противника.
Аналогично решаются вопросы территориальной обороны в США, Великобритании и странах Западной Европы.
Обеспечение устойчивого функционирования военной инфраструктуры и экономического комплекса страны в целом и в отдельных её местностях достигается за счёт проведения специальных мероприятий по охране и обороне важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях, по организации борьбы с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника, а также обеспечения порядка и безопасности граждан, что в целом и составляет понятие территориальной обороны.