Моитара
Моитара́ (moitará; улуки́, huluki – из аравакских языков, означает «ласточка»), праздник торгового обмена, один из важнейших ритуалов шингуано, наряду с другими церемониями (куаруп, джавари, ямурикума) формирующий культуру этих народов, проживающих в Бразилии, в верховьях реки Шингу (Парке коренных народов Шингу).
Моитара между поселениями всегда проходят в сезон дождей, когда над деревнями видны стаи ласточек (улуки). Этимология слова «моитара» неясна. У народов верховьев реки Шингу (калапало, явалапити, суйя) распространено поверье, что ласточки способны останавливать дожди. Исследователи сходятся во мнении, что отследить происхождение моитара от конкретной группы шингуано невозможно. У калапало существует мифологический сюжет о создании моитара отцом-солнцем Таужи (Pereira Novo. 2020), чтобы шингуано могли заниматься торговым обменом.
На моитара осуществляется, как правило, только товарный обмен, деньги не используются. Однако в 21 в. для оценки ценности предметов часто используется денежный эквивалент (Матусовский. 2015. С. 113). Есть два типа обмена: внутридеревенский и междеревенский. В каждом из них могут принимать участие все жители деревни, мужчины и женщины.
В первом случае моитара осуществляется по инициативе жильцов отдельно взятого дома, предназначенного для проживания большой семьи. Инициаторы приходят в другой дом с предметами, которые они хотят обменять. Часто моитара происходит только между женщинами. Данный тип обмена может проводиться на протяжении всего года.
Междеревенская моитара проводится, как правило, в сезон дождей. Обмен проходит при посредничестве вождей. Жители одной деревни, инициирующие обмен, отправляются в другую деревню во главе со своим вождём. Предметы, предлагаемые на обмен, являются индивидуальной собственностью, однако обменные сделки осуществляются только при посредничестве лидеров деревень. Заходя в чужую деревню, гости кричат: «Моитара! Моитара!» Вскоре собирается заинтересованная шумная толпа. Гостей принято встречать угощением (маниоковыми лепешками, фариньей, рыбой, орехами и кашицей пеки).
Гости извещают хозяев о своём прибытии, как правило, всего за несколько дней (сегодня это можно сделать даже по радио). Прибыв в деревню, они располагаются в центре деревенской площади, рядом с мужским домом, и кладут на землю вещи, которые хотят обменять. Хозяева рассматривают предлагаемые гостями предметы. Если обе стороны считают сделку равноценной, предмет поднимается с земли новым владельцем. Взамен даётся другой предмет, который готов взять даритель.
Поскольку в центре деревни собирается много людей, осуществлять обмен помогает один или несколько человек (мужчина или женщина), который берёт на себя роль ведущего. Он стоит в центре и высоко поднимает различные предметы. На моитара можно получить понравившуюся вещь в подарок, но тогда получатель со временем должен будет компенсировать хозяину предмета его дар. Моитара подразумевает, что через некоторое время хозяева нанесут ответный торгово-обменный визит в деревню гостей.
Моитара предполагает прежде всего обмен изделиями традиционной материальной культуры (керамическая посуда, гамаки, корзины; украшения из перьев, речных раковин, бисера, пояса из когтей ягуара; оружие – луки и стрелы; соль), современными промышленными товарами (мыло, хлопчатобумажные ткани, одежда), а также животными, в особенности собаками.
Важной частью моитара являются дорогие подарки (ожерелья из пластин раковин), преподносимые духовным лидерам шингуано за оказанные ранее ритуальные услуги (шаманские практики или помощь в погребении умерших). У авторитетного духовного лидера накапливаются значительные материальные блага, получаемые на моитара.
Поскольку у шингуано социальный статус и авторитет не связаны с накоплением богатств, любой человек на моитара включается в перераспределение материальных благ, что позволяет ему повысить социальный статус и авторитет, а вождям – подтвердить и укрепить свою власть. Чем выше статус человека, тем щедрее он должен быть на моитара и с большей готовностью раздавать материальные блага. Самыми крупными дарителями на моитара становятся главы домов и вожди деревень. Важным отличием моитара от других ритуалов шингуано является отсутствие хозяина праздника, поэтому вожди деревень действуют на равных.
Нематериальная составляющая моитара заключается в передаче опыта и знаний, налаживании дружественных отношений, создании социокультурной среды, в которой разные люди и этнические группы подтверждают и разделяют схожие образ жизни и культурные традиции. Моитара требует возвращения материальных благ, что формирует устойчивый циклический обмен между деревнями шингуано. Это ритуал с большой долей импровизации, так как он может начаться почти спонтанно, что отличает его от других междеревенских праздников шингуано, к которым готовятся иногда в течение года.
До начала сделок организовываются соревнования между гостями и хозяевами по традиционной для шингуано борьбе ука-ука, в которой участвуют как мужчины, так и женщины. На моитара молодые люди присматривают потенциальных жён. После завершения обменных сделок гости остаются, как правило, ещё некоторое время (один-два дня) в деревне, инициируя проведение других ритуалов (тауарауана и такуага).
Сегодня моитара выходит за границы культуры шингуано и практикуется, хотя и с некоторыми отличиями, также другими этническими общностями (каяби, журуна, суйя), расселёнными в Парке коренных народов Шингу. Моитара может происходить даже между коренными и некоренными народами. Белым, посещающим деревни шингуано во время моитара, также предлагается принять участие в обмене. Этнографическим аналогом моитара в Амазонии является юрупари, в Меланезии – кула.