Ука-ука
Ука́-ука́ (huka-huka), традиционная ритуальная спортивная борьба у народов шингуано (Бразилия, штат Мату-Гросу, Парк коренных народов Шингу) и бакаири (Бразилия, штат Мату-Гросу). Название получила от характерных возгласов – «ука-ука», которые издают борцы-мужчины в ходе поединка. Существуют мужская и женская разновидности ука-ука.
Мужские состязания по ука-ука проходят, как правило, после завершения междеревенских праздников куаруп (ритуал поминовения усопших) и жавари, женские – часть праздника торгового обмена моитара. Проводимая после куарупа ука-ука символизирует мужество и отвагу близких, которые скончались. Камаюра считают, что выкрики «ука-ука» имитируют рёв ягуара. Имитация ягуара важна, потому что перекликается с мифологическим сюжетом о ягуаре в мифе о проведении первого куарупа (2 первые женщины, вырезанные из дерева, были жёнами человека-ягуара).
Состязания начинаются с поединка взрослых чемпионов деревень. Далее следуют одновременные бои нескольких пар соперников, включая поединки маленьких мальчиков.
Желающий начать бой выходит в центр площадки перед мужским домом и выкрикивает имя соперника. Расположившись друг перед другом, бойцы притоптывают правой ногой по земле, начиная быстрое совместное движение по часовой стрелке, расставив руки в стороны и попеременно выкрикивая «ука-ука». Борцы стараются ухватить противника за руки, предплечья, шею, пояс, чтобы, приподняв его, повалить на землю. Затем соперники падают на колени – очевидно, стараясь сохранить бо́льшую устойчивость.
Бой длится несколько секунд или минут и завершается, когда противник оказывается на земле. Поражение фиксируется даже в том случае, когда соперника удаётся схватить за тыльную сторону колена или ногу, так как это считается достаточным условием, чтобы спровоцировать падение. Наиболее эффектной победой считается, когда противника удаётся уложить на спину, но такое происходит крайне редко.
В ука-ука нет судей, может быть только «хозяин состязания», приглашающий бойцов к участию. Борцы хорошо знают правила и этику боя, чёткое следование которым позволяет фиксировать победителя. Закончившая поединок пара покидает площадку, уступая место другим борцам; победитель не вступает сразу в бой со следующим соперником.
Ука-ука – спорт коренных народов, однако этот вид борьбы следует причислять к ритуальным действиям, демонстрирующим силу, ловкость и выносливость соперников (считается, что победитель почитает таким образом предков), – она никогда не была боевым искусством: в ней отсутствуют удары, болевые и удушающие приёмы, наносящие увечье противнику. К поверженному сопернику относятся уважительно, не демонстрируя триумф победителя; ему подают руку, помогают подняться с земли. Это не означает, что в поединке борцов ука-ука отсутствует спортивный состязательный азарт. Существует пояс чемпиона, достающийся победителю междеревенских боёв. Чемпионы в ука-ука становятся уважаемыми людьми, обладают авторитетом и пользуются вниманием женщин.
В мужском варианте ука-ука значительная нагрузка приходится на колени, поэтому борцы оборачивают их растительными (например, хлопковыми) или промышленными (кусками поролона или ткани фабричного производства) материалами.
В женском состязании соперницы не выкрикивают «ука-ука» и редко опускаются на колени, поединок ведётся, как правило, стоя на полусогнутых ногах. Женщины-борцы раскрашивают чёрными и красными красками только голени и бёдра (в том числе мережу). Молодые люди шингуано присматривают себе на моитара и последующей женской ука-ука потенциальных невест.
Считается, что, если ночью накануне дня состязаний борец увидит плохой сон, где он ранен или подвержен каким-либо негативным действиям, это плохо отразится на предстоящем поединке, его покинет удача. Поэтому перед состязаниями борцы стараются не спать.
Перед началом борьбы борцы смазывают тело маслом плодов пеки (Caryocar brasiliense), раскрашивают лицо, волосы и тело красными (уруку), чёрными и белыми красками. Традиционно выступают полуобнажёнными. На борцах-мужчинах надета короткая набедренная повязка из хлопка, прикрывающая гениталии, пояс из шкуры ягуара, на шее – ожерелье из пластин раковин; голени обматывают несколькими слоями материи из растительных волокон или хлопковых нитей (массивные, крупные ноги считаются эталоном красоты у шингуано); к ногам и поясу привязывают погремушки из скорлупы орехов или металлические бубенцы. На женщинах раньше была только улури – женская набедренная повязка, сегодня её заменяет нижнее бельё или его элементы; голени не обматывают, колени бинтуют по желанию – женские пары лишь иногда могут касаться земли.
Состязания по борьбе ука-ука проходят при большом скоплении зрителей, которые бурно реагируют на происходящее действо. Поединки сопровождаются эффектными бросками, борцы подымают клубы пыли. Когда мужчины борются, женщины поют песни о мужской сексуальности. После поединка мужчин девушки, находившиеся до этого в изоляции в период полового созревания, дарят семена пеки вождю своей деревни – символический жест, говорящий об их плодовитости.
Мальчики шингуано обучаются ука-ука с раннего детства, в семье – с отцом, а также наблюдая за поединками взрослых борцов. В свободное время в деревнях шингуано устраивают тренировки по ука-ука для мальчиков и подростков. Наставниками выступает старшее поколение борцов.
Культурная традиция шингуано была сформирована несколько столетий назад, однако не существует документальных свидетельств о столь же длительном бытовании ука-ука. Предположительно, в 17 в. мирная ука-ука заменила межплеменные войны в регионе, став символическим, ритуализированным насилием.
Сегодня ука-ука представлена на Всемирных играх коренных народов, проводящихся в Бразилии с 1996 г. В качестве эксперимента ука-ука внесена в план подготовки офицеров военной полиции в бразильском штате Сан-Паулу. Приёмы ука-ука также изучаются некоторыми бойцами смешанных единоборств (Андерсон Силва).