Сотников Иван Юрьевич
Со́тников Ива́н Ю́рьевич (настоящая фамилия – Штакельберг, в 2004 официально изменена на фон Штакельберг) (19.5.1961, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 16.11.2015, там же), российский художник.
Отец художника, Юрий Иванович Штакельберг (1925–2008), историк, архивист из рода Штакельбергов; мать, Мария Петровна Сотникова (1930–2016), историк, специалист по нумизматике и сфрагистике, доктор исторических наук (1990), ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург); дядя, Геннадий Петрович Сотников (1938–2007), сценограф, заслуженный художник РФ, преподавал в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (1984–2007).
В 1971–1976 гг. Иван Сотников учился в Детской художественной школе № 1, посещал кружок «Юные друзья искусства» в Эрмитаже, в 1977–1979 гг. ездил в Фанагорийскую археологическую экспедицию Института археологии АН СССР, в 1982 г. стажировался на отделении фотографии в Художественном профессионально-техническом училище № 11 (в здании Александровского лицея). В 1980-е гг. сменил несколько мест работы, где не требовалась квалификация: был типографским рабочим, дворником, истопником.
Между 1976 и 1979 гг. познакомился с Т. П. Новиковым, участвовал в деятельности художественной группы «Летопись», возглавляемой Б. Н. Кошелоховым. На этот круг авторов оказала большое влияние ретроспективная выставка М. Ф. Ларионова, состоявшаяся в 1980 г. в Русском музее (ГРМ; Санкт-Петербург). В 1982 г. вместе с Новиковым, О. Е. Котельниковым, Е. В. Козловым, К. К. Хазановичем Сотников создал группу «Новые художники».
Стилистика «Новых художников» сложилась на пересечении творческого принципа «всёчества», позаимствованного у Ларионова и русских футуристов, и неоэкспрессионистских практик немецкой группы «Новые дикие» (неоэкспрессионизм был в то время наиболее актуальным и модным направлением искусства). 12–15 октября 1982 г. на очередной коллективной выставке объединения ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства) «Цвет и форма» во Дворце культуры имени С. М. Кирова Новиков и Сотников создали «Ноль-объект»: они атрибутировали пустой прямоугольный проём в выставочном стенде в качестве произведения в жанре реди-мейд и снабдили его соответствующей этикеткой: объекту была назначена функция прохода в четвёртое измерение. В этой связи художниками была провозглашена «Ноль-эстетика» и подобным образом проинтерпретированы все окружающие явления. В частности, образцом «ноль-музыки» стал изобретённый Сотниковым и Новиковым в 1982 г. «утюгон» – старый деревянный стол, к которому на пропущенных сквозь столешницу струнах разной длины были подвешены чугунные утюги: при их раскачивании возникал звук, передававшийся на звукосниматель, и возникало пространственное звучание, сравнимое с индонезийским гамеланом или тибетской духовой музыкой. С. А. Курёхин использовал его в концертных выступлениях, «утюгон» неоднократно воспроизводился и позднее был назван «первым русским синтезатором» (Летов С. Поминальные заметки о Тимуре Новикове // Специальное радио).
В 1980-х гг. началось церковное становление Сотникова, приведшее его к принятию священнического сана. В 1984 г. он устроился кочегаром в церковь Казанской иконы Божией Матери в посёлке Вырица Гатчинского района Ленинградской области, где также выполнял различные бытовые работы и прислуживал при богослужениях. В этой церкви в 1987 г. он обручился с Татьяной Рудницкой (в браке с того же года). С 1992 г. семья жила в деревне Кирва Пестовского района Новгородской области, где Сотников сначала был старостой восстанавливаемой церкви Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1996 г. рукоположен: сперва в сан диакона, а затем в священнический сан как отец Иоанн. С декабря 1998 г. настоятель церкви Блаженной Ксении Петербургской в посёлке Тесово-Нетыльский Новгородского района Новгородской области. В 2002–2006 гг. получил высшее образование на пастырско-богословском факультете Православного Свято-Тихоновского богословского института в Москве. С 2007 г. священник церкви Казанской иконы Божией Матери в Вырице, с 2008 г. – церкви Святителя Петра, митрополита Московского на Роменской улице в Санкт-Петербурге. Вышел за штат по состоянию здоровья в 2014 г., но продолжал время от времени служить, также отправлял службы в церквах Черногории.
Сотников скончался от последствий онкологического заболевания и похоронен в Вырице рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери.
Творческое наследие художника очень велико: он постоянно и с обсессивным упорством работал при любой возможности и в любой ситуации. Сотников разделял своё искусство на «картины из жизни» и «картины из головы» (Андреева Е. Ю. Монадология Ивана Сотникова // Иван Сотников. 2021. С. 36). К первым относятся натурные жанры – натюрморт, портрет, пейзаж, ко вторым – композиции, вдохновлённые явлениями культуры и масс-медиа. В 1980-х и 1-й половине 1990-х гг. Сотников активно участвовал в деятельности двух наиболее заметных и соперничавших художественных движений Ленинграда – Петербурга тех лет, «Митьки» и «Новые художники», начиная с самых первых выставок этих групп: «Живопись – декоративное искусство», Ленинградский институт текстильной и лёгкой промышленности имени С. М. Кирова (1982); «Новые художники», Ленинградский дом художественной самодеятельности (1983); «Новые художники», Выставочный зал Московского союза художников на улице Кузнецкий мост (1983); «Митьки», Дом учёных, Ленинград (1983).
На выставках «Митьков» художник показывал преимущественно пейзажи и натюрморты, продолжающие традиции «непарадного» искусства ленинградской школы, сформировавшейся в городе в 1930-х гг. Творчески Сотников наследовал художникам группы «Ордена нищенствующих живописцев», он испытал большое влияние А. Д. Арефьева, Р. Р. Васми, В. Н. Шагина. Его живописные и графические работы исполнены в свободной манере, сочетающей этюдный подход и экспрессионистскую выразительность: «Матрос» (холст, масло, 61 × 62 см, 1982, ГРМ), «Покровка» (холст, масло, 70 × 100 см, 1982, частное собрание), «Зимний пейзаж» (оргалит, масло, 122 × 154,3 см, 1986, ГРМ), «Храм Дружбы» (холст, масло, 154 х 202 см, 1992, частное собрание), «Дорога на Вырицу» (картон, масло, 40 × 50 см, 2005, частное собрание).
Художник в течение многих лет часто писал одни и те же ландшафты; среди них не только парадные городские виды Адмиралтейства и набережной Невы, но и Фонтанка в направлении устья, промышленные портовые районы, Покровка (площадь Тургенева, куда выходили окна мастерской художника). Ночное освещение, жанр живописного «ноктюрна» интересовал Сотникова сложностью художественной задачи. Он часто пользовался аскетичной палитрой, в основе которой всего несколько красок – чёрная, белая и жёлтая: «Фонтанка» (холст, масло, 100 × 120 см, 2008), «Тихий ход» (картон, масло, 45 × 54 см, 2009), «Рогавка» (холст, масло, 24 × 30 см, 2005), «Выборы (25 ноября 2007)» (холст, масло, 50 × 60 см, 2007; все – частные собрания). Много работ создано под впечатлениями от путешествий: «Череповец» (холст, акрил, 60 × 70 см, 2005, частное собрание), «Нижний Новгород» (холст, акрил, 40 × 50 см, 2006, частное собрание), «Норильск. Охладительные башни» (холст, масло, 2006, Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»), «Вид на мыс Превлака и вход в залив Херцег-Нови от деревни Глаговик» (холст, масло, 50 × 70 см, 2011, частное собрание) и др.
В 2004 г. Сотников совместно с художником А. О. Флоренским организовал «Общество любителей живописи и рисования» (активно в 2004–2015), участники которого ездили на пленэр в совместные творческие командировки: на Соловецкие о-ва, в Нижний Новгород, село Ферапонтово (Кирилловский район Вологодской области), Красноярск, Норильск, в Грузию. В последние годы Сотников проводил время и работал в Черногории: в сентябре 2015 г. выставка его пейзажей прошла в Доме художника DAC в Которе, став его последней прижизненной экспозицией.
В составе группы «Новые художники» Сотников демонстрировал произведения, тяготевшие к эстетике «новой волны» 1980-х гг. – художников А. Р. Пенка, К. Харинга, Р. Комба, Ж.-М. Баския. При участии Сотникова создавались коллективные работы «Новых художников» по сценическому оформлению концертов ансамбля «Поп-механика» в жанрах коллажа на ткани и на полиэтилене («Занавес к Поп-механике», ткань, масло, 270 × 200 см, 1986, частное собрание), также к этим работам примыкает «Концерт» (оргалит, масло, 121 × 143 см, 1983, ГРМ). Будучи сторонником «всёчества», художник при создании работ использовал любые имеющиеся средства и разнообразные пластические приёмы, добиваясь убедительности формального решения.
Среди важных качеств искусства Сотникова – серийность: к большим живописным сериям относятся «Чёрные машины» («Без названия. Машинки», брезент, акрил, 136 × 146 см, 1988, частное собрание; и др.); «Персонажи компьютерных игр» («Персонажи компьютерных игр», холст, масло, 60 × 80 см, 1988, ГРМ; и др.), «Ёлки»; изображения рыб («Рыба с государем императором», холст, масло, 70 × 100 см, 2-я половина 1980-х гг., частное собрание; и др.), кристаллов, снежинок, черепов. Ёлки получили у Сотникова характерные антропоморфные черты, превратившись в художественный бренд автора (главная работа – «А я вам ёлку принёс», холст, масло, 150 × 300 см, конец 1980-х гг., частное собрание). Черепа в исполнении Сотникова отсылают не только к чёрному юмору, но и к христианской иконописной традиции – черепу Адама у подножия креста на Голгофе. Картина «Ремейк» (холст, акрил, 100 × 120 см, 2008–2009, Новый музей, Санкт-Петербург) – парафраз полотна «Апофеоз войны» В. В. Верещагина (1871, Третьяковская галерея, Москва): небо написано интенсивным алым, а вороны имеют вид чёрных «галочек».
Медийная вовлечённость была свойственна художнику наравне со всем отечественным обществом конца 1980 – 1990-х гг.: это время характеризуется взрывным ростом количества информации. Новости становились поводом для создания картин и интересовали Сотникова как творческая задача: крейсер «Аврора» на его картинах сводится к чёткому выразительному знаку, пиктограмме корабля («Аврора», холст, масло, темпера, 50 × 30 см, 1987–1988, частное собрание). В основе работы «На Юг...» (холст, темпера, фольга, 105 × 49 см, 1989, частное собрание) лежит эпизод перевозки самолётом Ан-225 «Мрия» космического корабля «Буран» в мае 1989 г., переданный художником с экспрессией и колористическим богатством, которые превращают полёт самолёта в событие глобального масштаба.
В цикле работ «Георгиевский сервиз» (холст, масло, разные размеры, 2014, частное собрание), который экспонировался в 2014 г. в виде полиптиха, художник превратил патриотическую чёрно-оранжевую расцветку в ряд абстрактных живописных орнаментов, тем самым нейтрализовав политическую семантику. Экспозиция цикла работ Сотникова начала 2010-х гг. «Битва с белочкой» в петербургской галерее Navicula Artis в 2013 г. была удостоена премии Сергея Курёхина как лучший кураторский проект (куратор – Г. Ю. Ершов).
Сотников – автор ряда работ в жанре объекта («Население микрорайона», картонная коробка, темпера, пуговицы, 35 × 25 × 20 см, 1989–1991, частное собрание; и др.), проявил себя в авторской анимации: «Новости дня» (1980-е гг.), «Morte Nature», «ССЫЧ», «Сигнальная азбука» (все три – совместно с художницей И. Васильевой, 2008–2009).
Сотников коллекционировал не только произведения коллег-художников, но также народное и наивное искусство (т. н. лебединую живопись) и народную фотоикону (в советское время тиражированную фотоспособом и декорированную подручными средствами).