#Художники-нонконформисты ЛенинградаХудожники-нонконформисты ЛенинградаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегХудожники-нонконформисты ЛенинградаХудожники-нонконформисты ЛенинградаНайденo 13 статейТворческие союзы, ассоциации, объединенияТворческие союзы, ассоциации, объединения «Инженеры искусств»«Инжене́ры иску́сств», российское художественное объединение. Основано в 1989 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) художниками И. И. Савченковым и Ф. А. Родвальтом; название утвердилось в 1990 г. Участниками также были С. О. Еньков, Г. В. Стрельников, А. В. Гамаюн, Б. А. Казаков. Для живописи, графики, коллажей характерны яркий колорит, силуэтность и плоскостность изображения. Сюжеты заимствованы из массовой культуры. «Инженеры искусств» – представители «параллельного кино»; важнейшая часть их наследия – короткометражные анимационные фильмы («Аптека», 1989; «Я ехала домой», 1990; «Стрела Амура», 1991). В 1993 г. фильм «Страна встречает героев» с музыкой С. А. Курёхина участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля.Творческие союзы, ассоциации, объединения «Митьки»«Митьки́», российское творческое объединение. Сформировалось в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1984–1985 гг. Основатели – Д. В. Шагин, В. Н. Шинкарёв, А. О. Флоренский. Получило название после того, как в 1984 г. Шинкарёв написал книгу «Митьки» (первоначально распространялась в самиздате). В живописи и графике художники продолжили традиции петербургского пейзажа, опирались на наивное искусство, произведения бытового жанра 19 в. Мифологизированный образ жизни и реальное поведение «Митьков» служили воплощением концепции карнавализации М. М. Бахтина, довели до логического конца эстетику соц-арта.Живописцы Сотников Иван ЮрьевичСо́тников Ива́н Ю́рьевич (1961–2015), российский художник. Участвовал в деятельности художественной группы «Летопись», был сооснователем объединения «Новые художники» (1982). Испытал влияние творчества М. Ф. Ларионова, неоэкспрессионизма, К. Харинга, Р. Комба, Ж.-М. Баския. Совместно с Т. П. Новиковым разрабатывал «ноль-эстетику», участвовал в оформлении концертов ансамбля «Поп-механика» (1980-е гг.). Наследие Сотникова составляют работы натурных жанров, в первую очередь пейзажи, созданные под влиянием ленинградской школы и мастеров «Ордена нищенствующих живописцев» («Зимний пейзаж», 1986, Русский музей, Санкт-Петербург), а также композиции, вдохновлённые явлениями культуры и масс-медиа («На Юг...», 1989, частное собрание). Для работ характерна серийность («Ёлки»). В 1996 г. принял сан священника.Живописцы Овчинников Владимир АфанасьевичОвчи́нников Влади́мир Афана́сьевич (1941–2015), российский художник, заслуженный художник РФ (2005). Работы образуют художественные параллели с метафизической живописью, новой вещественностью, американским риджионализмом. Художник модернизировал классические сюжеты мифологии, религии и литературы, показывая через них современную действительность («Святой Себастьян», 1976, Третьяковская галерея, Москва; «Христос и блудница», 1979, Русский музей, Санкт-Петербург). Овчинников поднимал повседневность на символический уровень, бытовые и жанровые сцены приобретали метафорическое звучание («Дети на плоту», 1975, частное собрание; «Базар», 1976, Русский музей). Также работал как скульптор.Живописцы Гаврильчик Владлен ВасильевичГаври́льчик Владле́н Васи́льевич (1929–2017), российский живописец, график, поэт. Представитель ленинградского нонконформизма. Близок наивному искусству («Бой Руслана с головой», 1981; «Осенний мотив», 2011), обращался к мотивам ленинградской пейзажной школы, метафизической живописи, поп-арту и др. Как поэт публиковался с конца 1970-х гг. за рубежом и в самиздате, в 1990 – 2000-х гг. выпустил ряд сборников.Художники (современное искусство) Воинов Вадим СерафимовичВо́инов Ва́дим Серафи́мович (1940–2015), российский художник и искусствовед. Занимаясь как сотрудник Государственного музея истории Ленинграда (1972–1993) обследованием домов перед их комплексным капитальным ремонтом, стал коллекционировать бытовые предметы и не имевшие музейного значения «артефакты», с 1979 г. создавал из них художественные композиции, близкие коллажу. Темы и сюжеты всех работ Воинова определены характером используемого материала и посвящены истории России 20 в., часто имеют непосредственную литературную основу («Икона в кобуре», 1980, частное собрание; «Контр-Малевич», 1984, Стеделейкмюсеум, Амстердам, и др.).Живописцы Васми Рихард РудольфовичВа́сми Ри́хард Рудо́льфович (1929–1998), российский живописец и график. Участник группы «Орден нищенствующих живописцев». Его искусство отличают аскетичность и «элементарность», изображение последовательно редуцируется и освобождается от случайных черт. Для приёмов живописи характерна нарочитая грубость, которая была для него синонимом правды в искусстве. Среди работ важное место занимают городские пейзажи («Трамвайное кольцо», холст, масло, темпера, 1954, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси; «Канал», холст на дереве, левкас, темпера, 1956, Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург).Творческие союзы, ассоциации, объединения «Орден нищенствующих живописцев»«О́рден ни́щенствующих живопи́сцев», российская художественная группа. Основана на рубеже 1948–1949 гг. в Ленинграде художниками А. Д. Арефьевым, В. В. Громовым, Р. Р. Васми, В. Н. Шагиным и Ш. А. Шварцем. Молодых живописцев отличало принципиальное несовпадение с официальной эстетикой социалистического реализма и нежелание подчинять талант академическим правилам. Творческим источником для всех участников стало искусство европейского модернизма, а темы и сюжеты их работ вызваны непосредственным наблюдением жизни послевоенного Ленинграда. Пик активности группы пришёлся на 1953–1956 гг., она прекратила своё существование в 1977–1978 гг.Живописцы Арефьев Александр ДмитриевичАре́фьев Алекса́ндр Дми́триевич (1931–1978), российский живописец и график. Ключевой участник «Ордена нищенствующих живописцев». Соединял опыт изучения классического искусства, французского импрессионизма и постимпрессионизма с наблюдением реальной жизни, испытал влияние мастеров ленинградской пейзажной школы, «Круга художников», «Группы живописно-пластического реализма». Городские пейзажи («После грозы», 1948, Русский музей), «Банная серия» (с 1948), «Лагерная серия» (2-я половина 1950-х гг.), «Античная серия» (начало 1960-х гг.). Эмигрировал во Францию в 1977 г. Творчество Арефьева, одного из первых представителей современного искусства в послевоенном СССР, связывает отечественный модернизм 1920-х гг. и деятельность художников-нонконформистов в 1970-е гг.Живописцы Жарких Юрий АлександровичЖарки́х Ю́рий Алекса́ндрович (род. 1938), российский живописец и общественный деятель. Активно боролся за право художников-нонконформистов свободно показывать свои работы на выставках. Один из организаторов «бульдозерной выставки» в Москве, выставок в домах культуры имени И. И. Газа (1974) и «Невский» (1975) в Ленинграде, организатор Товарищества экспериментальных выставок. Эмигрировал в 1977 г., с 1978 г. живёт и работает во Франции. 12