«Орден нищенствующих живописцев»
«О́рден ни́щенствующих живопи́сцев» («Орден непродающихся живописцев», ОНЖ, «Арефьевский круг»), российская художественная группа.
Основана на рубеже 1948–1949 гг. в Ленинграде художниками А. Д. Арефьевым, Валентином Владимировичем Громовым (род. 15.3.1930, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), Р. Р. Васми, Владимиром Николаевичем Шагиным (18.2.1932, Ленинград – 11.4.1999, Санкт-Петербург) и Шоломом Ароновичем Шварцем (1929, Ленинград – 1995, Санкт-Петербург). ОНЖ – самоназвание участников, предложенное Васми, а другое своё название – «Арефьевский круг», или «арефьевцы», группа получила по фамилии своего самого известного и яркого представителя.
В 1944 г. Арефьев поступил в Среднюю художественную школу (СХШ) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры, в 1946 г. в тот же класс пришли учиться Громов, Шагин, Шварц. В 1948 г. через одноклассника В. Д. Кекелидзе произошло их знакомство с Васми, который в 1948–1950 гг. учился в Ленинградском архитектурном техникуме. В 1949 г. Арефьев отчислен из СХШ незадолго до её окончания «за формализм», в 1951 г. с такой же формулировкой исключён Громов, в том же году отчислен и Шагин.
На рубеже 1948–1949 гг. они образовали группу ОНЖ. К их кругу общения также принадлежали преподаватель СХШ Г. Н. Траугот, соученики по школе Р. С. Гудзенко, В. Преловский, М. В. Войцеховский и А. Г. Траугот (двое последних ушли из СХШ одновременно с Арефьевым), Л. Л. Титов.
Согласно А. Г. Трауготу (выступление на открытии выставки ОНЖ в «Новом музее» в Санкт-Петербурге в 2011), первоначально название группы «Орден нищенствующих живописцев», или «Орден тунеядцев», было придумано М. В. Войцеховским по аналогии с рыцарским орденом тамплиеров и в качестве определения искусства узкого круга семьи художников Траугот (Г. Н. Траугот с сыновьями, его жена В. П. Янова, её приёмный сын Войцеховский, К. П. Янов и скончавшаяся в блокаду его жена Н. П. Пономарёва). А. Д. Арефьев писал, характеризуя неподцензурный характер творчества ОНЖ: «Зарождение и возникновение нас как группы свободных художников Ордена Непродающихся Живописцев Св. Луки в 1945, 46, 47 гг. я разумею от этого принципа» (Герои ленинградской культуры. 2005. С. 169).
Для описания этого широкого культурного сообщества его участники также использовали слово «болтайка», образованное от «болтаться», т. е. ходить без дела; этим же словом называли чайник со смешанными в нём крепкими алкогольными напитками. Под этим наименованием А. Д. Арефьев, Р. Р. Васми, Ш. А. Шварц и поэт Р. Ч. Мандельштам объединены в публикации в альманахе «Аполлон-77», изданном в Париже М. М. Шемякиным.
Молодых художников отличало принципиальное несовпадение с официальной эстетикой социалистического реализма и нежелание подчинять талант академическим правилам. Творческим источником для всех участников ОНЖ стало искусство европейского модернизма, в конце 1940-х гг. бывшее под строгим идеологическим запретом. Темы и сюжеты их работ были вызваны непосредственным наблюдением жизни послевоенного Ленинграда: произведения Арефьева («Белые ночи», картон, масло, 1949, Русский музей, Санкт-Петербург; «Улица», холст, масло, 1954, частное собрание; «Разговор», бумага, гуашь, частное собрание), Васми («Трамвайное кольцо», холст, масло, темпера, 1954, Музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси; «Кораблик на канале», холст, темпера, 1958, частное собрание), Громова (работы 1954 и 1957 из серии «Зеркала», бумага, пастель, частное собрание), Шагина («Алый трамвай. Введенский канал», холст, масло, 1956, частное собрание) и др.
Участники ОНЖ и их друзья выступали как единомышленники, демонстрируя друг другу свои работы и обсуждая искусство и литературу. Они собирались у общего друга, поэта Р. Ч. Мандельштама, жившего в конце Садовой улицы, и ленинградский район Коломны стал местом прогулок и одной из главных тем живописи и графики художников: работа Арефьева «Я бегу за пивом (Никольский собор)» (холст, темпера, 1968, частное собрание), Васми – «Канал» (холст на дереве, левкас, темпера, 1956, Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург), Шварца – «Канал» (бумага, карандаш, темпера, 1960-е гг., частное собрание) и др.
Пик художественной активности ОНЖ пришёлся на 1953–1956 гг. Круг начал распадаться в 1956 г., когда Арефьев был осуждён за подделку медицинских рецептов на наркотические препараты и до 1959 г. отбывал срок. В 1961 г. умер Р. Ч. Мандельштам. История «Арефьевского круга» окончилась с отъездом Арефьева в эмиграцию в 1977 г. и с его смертью в Париже в 1978 г.
Название «орден» точно выражает отношение художников объединения к занятиям искусством как рыцарскому или монашескому служению, практике строгого самоограничения и подвигу. Слова «непродающийся» или «нищенствующий» отражают некоммерческий характер их искусства в ситуации тех лет и отношение к материальным благам: известно, что Васми отказывался продавать свои работы, Арефьев для покупателей из числа зарубежных дипломатов и журналистов называл произвольную цену, при этом близкие знакомые легко могли получить работу в подарок. Тем не менее общественное признание было важно художникам, в особенности Арефьеву, который в 1963 г. хотел принять участие в конкурсе на проект памятника защитникам Ленинграда, однако не мог быть допущен формально, т. к. не был членом ни одной из официальных творческих структур. Кроме того, стилистическое решение его конкурсной работы (судя по сохранившимся рисункам, восходящее к античной скульптуре и полное трагического пафоса) не совпадало с государственной художественной идеологией тех лет. Участники ОНЖ показывали работы на квартирных выставках, которые устраивали их одноклассники по СХШ – В. Д. Кекелидзе в середине 1950-х гг. и К. Е. Лильбок в 1958 г. В 1965 г. они планировали свою выставку в Доме культуры Ленсовета (не состоялась).
ОНЖ стал первым явлением современного искусства 2-й половины 20 в. в России. Первая публичная совместная выставка его участников – «Ленинградский андеграунд. Начало» –состоялась в Ленинграде в 1990 г. в Выставочном зале Дирекции объединения музеев Ленинградской области.