Новиков Тимур Петрович
Но́виков Тиму́р Петро́вич (24.9.1958, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 23.5.2002, там же), российский художник.
Ощутил себя художником «к окончанию детского сада и переходу в школьный возраст… И в дальнейшем никогда не сомневался в своём призвании» (Новиков. Автобиография. 1998. С. 1). Перенял увлечённость «театром и музеями» от матери (Тимур. «Врать только правду!». 2007. С. 15). С 1965 г. посещал кружок рисования в Доме пионеров Дзержинского района. В 1965 г. пошёл в школу, где познакомился с О. Е. Котельниковым, впоследствии товарищем по объединению «Новые художники». В 1967–1968 гг. учился в школе-интернате № 4 с углублённым изучением языка хинди. В 1969–1972 гг. Новиков жил с семьёй на Новой Земле. Вернувшись с Крайнего Севера, в 1973–1976 гг. изучал историю искусств в Клубе юных искусствоведов при Русском музее. Учился на отделении лаков и красок в Техникуме химической промышленности (1973–1975), однако ушёл из него, не окончив обучение, «ради сохранения своего внешнего вида»: Новиков носил длинные волосы и отказался подстригать их по требованию военной кафедры (Новиков. Автобиография. 1998. С. 2). В 1976 г. вместе с Котельниковым основал ансамбль «Монстерз», поступил в Клуб юных любителей искусства в Эрмитаже.
Период 1970-х гг.
В 1977 г. примкнул к художественной группе «Летопись» (1977–1981), сформированной вокруг художника-экспрессиониста Б. Н. Кошелохова. В группу также входили художники Е. Н. Фигурина, Н. В. Алексеева, М. Б. Горошко, А. Васильев, Е. В. Козлов, Н. П. Полетаева, К. Степанова, И. А. Тихомирова, Р. Утехина, Л. П. Фёдоров. Участники «Летописи» ориентировались на экспрессионизм и примитивизм и особенно ценили искусство М. Ф. Ларионова и Н. Пиросманишвили. По словам Новикова, «Летопись» состояла из «молодых людей, не имеющих комплекса предшествующего поколения – невозможности показывать своё искусство зрителям» (Тимур. «Врать только правду!». 2007. С. 131). Выставки группы проходили не только в квартирах, но и на пляжах, улицах, крышах, в парках, «неизменно преследуемые милицией и КГБ, что придавало их деятельности непередаваемый романтический аромат» (Тимур. «Врать только правду!». 2007. С. 131–132). В это время Новиков писал минималистичные городские пейзажи, «тёмные» и «белые» картины с изображениями брандмауэров и обезличенных дворов-колодцев («Пейзаж», 1978, частное собрание), а также узнаваемых петербургских видов («Фонтанка», 1980, Русский музей, Санкт-Петербург; «Пейзаж», 1980, Третьяковская галерея, Москва). Он с детства «ощущал себя петербуржцем» и отмечал влияние архитектуры родного города на становление его личности и мировосприятия (Новиков. 1998. С. 1).
Ранние кураторские проекты
В конце 1970-х гг. состоялись его первые кураторские проекты. В арендованном помещении бывшей церкви Шестоковской иконы Божией Матери Новиков организовал творческие мастерские имени Кирилла и Мефодия, в которых работали художники-«летописцы» (1978–1980). С начала 1980-х гг. он проводил выставки и другие события в расселяющейся коммунальной квартире на улице Воинова, дом 24, которая впоследствии стала галереей «АССА» (1980–1987). В 1981 г. Новиков вступил в Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), союз неофициальных художников Ленинграда. На первой разрешённой властью выставке художников – участников ТЭИИ во Дворце культуры имени Кирова Новиков и И. Ю. Сотников представили работу «Ноль-объект» (1982), провозгласив дыру в экспозиционном стенде самостоятельным произведением искусства.
Группа «Новые художники»
В начале 1980-х гг., работая электриком в Русском музее, Новиков познакомился с дочерью композитора А. А. Спендиарова – художницей М. А. Спендиаровой, близкой кругу М. Ф. Ларионова. К этому же времени относятся московские знакомства с художниками А. Г. Тышлером, А. И. Порет и М. М. Синяковой-Уречиной. Близость художникам-авангардистам способствовала увлечению Новикова идеями «всёчества» Ларионова, ставшими основой для философии и творческого метода образованной в 1982 г. группы «Новые художники». В объединение входили Новиков, Е. В. Козлов, И. Ю. Сотников, К. Хазанович и О. Е. Котельников. Позднее к ним присоединились С. А. Бугаев (Африка), Е. Г. Юфит, В. Е. Овчинников, В. Г. Черкасов, В. Б. Гуцевич, А. Медведев, И. Савченков, А. В. Крисанов, О. Маслов, А. Козин, О. Зайка, Г. К. Гурьянов, а также В. Р. Цой и участники музыкальной группы «Новые композиторы» И. Ю. Веричев и В. Л. Алахов. Стилистически живопись «Новых художников» сближалась с зарубежными течениями неоэкспрессионизма: «новыми дикими» в Германии, итальянским трансавангардом, «свободной фигуративностью» во Франции, «новым образом» и «плохой живописью» в США (Потапов. 1996. С. 85–87). В это время Новиков написал портреты Кошелохова (оргалит, темпера, 1982), Гурьянова (1982), Бугаева («Портрет Африки», 1984, все – частное собрание), обдумывал метод «перекомпозиции», использованный в картинах с элементами коллажа, например «Нахимовское училище» (холст, смешанная техника, 1983, частное собрание), «Петроградская сторона» (оргалит, бумага, темпера, 1983, частное собрание), «Поп-механика» (холст, масло, бумага, фломастер, 1985, частное собрание). Появились первые работы с использованием текстиля: выполненный в коллажной технике «Аэропорт» (чёрная фланель, бумага, масло, мел, цветные фломастеры, цветная фольга, марка, 1983, Русский музей), минималистичные «Звери» (ткань, акрил, середина 1980-х гг., частное собрание), экспрессивные «Люди» (ткань, акрил, середина 1980-х гг., частное собрание) и др.
«Новые художники» изначально задумывались как движение, охватывающее разнообразные области искусства: музыку, театр, «параллельное кино». С начала 1980-х гг. Новиков сотрудничал с музыкантом С. А. Курёхиным и ансамблем «Поп-механика». На одном из совместных концертов публике был представлен «первый русский синтезатор "утюгон"» (Летов. 2003) – оригинальный музыкальный инструмент, созданный Новиковым и Сотниковым. Мнение исследователей о моменте первого появления утюгона расходятся. В одних источниках указывается «Медицинский концерт» (1982–1983) в музее-квартире Ф. М. Достоевского, в других – один из концертов-импровизаций, проходивших в помещении на улице Петра Лаврова (ныне Фурштатская), дом 4 (Fobo H. Timur Novikov and Ivan Sotnikov: the Utiugon // Sergey Kuryokhin: Improvisations and Performances). В обоих случаях это были события, проводившиеся на базе литературно-творческого объединения независимых литераторов «Клуб 81» при Ленинградском отделении Союза советских писателей, который за историю своего существования сменил несколько адресов. «Новые художники» оформляли концерты коллектива «Поп-механика»; их гастроли в Берлине и Стокгольме в 1988 г. проходили параллельно с выставками «Новых художников». Новиков также сотрудничал с «Ленинградским рок-клубом» и группой «Кино», создавая сценографию для выступления музыкантов. При участии Новикова, Гурьянова, Бугаева и других членов объединения, а также «Новых композиторов» Э. Г. Горошевский поставил в возглавляемом им «Новом театре» спектакли «Балет трёх неразлучников», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Идиот», «Преступление и наказание» (1984–1985). Во 2-й половине 1980-х гг. выставки «Новых художников» проходили в Ленинграде, Москве, Риге, Таллине, Лондоне и Ливерпуле, Амстердаме, Копенгагене, Берлине, Стокгольме, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
В 1985–1986 гг. Новиков обратился к теоретическим вопросам искусства. Под псевдонимом Игорь Потапов он написал несколько критических текстов («Новые художники», «Коллаж в новом искусстве», 1986), в которых осмыслил творческий метод «Новых художников». В 1986 г. он учредил Новую академию всяческих (всёческих) искусств, а также принял участие в организации «Клуба друзей Маяковского» (1986), созданного для налаживания контакта с властями, институционализации неофициального искусства и получения выставочного помещения. Участниками клуба стали практически все «новые художники», а также ансамбль «Поп-механика». Продолжая просветительскую деятельность, в 1988 г. Новиков открыл Свободный университет в Центральном лектории общества «Знание» на Литейном проспекте, дом 42, где возглавил кафедру живописи (главой кафедры музыки стал Курёхин, кафедры новых технологий – С. А. Шутов, театральной кафедры – Б. Ю. Юхананов).
Текстильные коллажи
В конце 1980-х гг. завершился период неоэкспрессивной живописной «дикости» Новикова и он обратился к технике текстильного коллажа и упрощения изображения до знака, например в серии «Горизонты», где на крупных отрезах ткани размещены небольшие объекты: элементы пейзажа, силуэты предметов, людей и животных («Солнце», ткань, акрил, 1990, Музей современного искусства, Вена; «Белая ночь», ткань, акрил, золотая парча, 1989, частное собрание, и др.). По словам Новикова, на его восприятие пространства и построение перспективы в этой серии повлияли пейзажи Новой Земли, где он жил в юности, с их бесконечно-далёкой линией горизонта и маленькими точками-объектами (Новиков. 1998. С. 2). Формат работ серии «Горизонты» позволял легко транспортировать и экспонировать их в различных пространствах – от клубных вечеринок (Gagarin Party на ВДНХ) и выставок на Дворцовом мосту до международных выставочных проектов в ведущих музеях. Так, персональные выставки Новикова прошли в Историческом музее в Турку, Галерее Тейт в Ливерпуле (совместно с Бугаевым и Козловым), галерее Рааб в Лондоне (все – в 1989).
Зарубежные поездки в период перестройки
Новиков познакомился с певицей Дж. Стингрей (1985), через которую «Новые художники» обменялись работами с Э. Уорхолом (1985–1986), а также с композитором Дж. Кейджем (1988) и живописцем Р. Раушенбергом (1989). В конце 1980-х гг. Новиков выезжал за рубеж – с гастролями «Поп-механики», персональными выставками и групповыми проектами «Новых художников». В 1990 г. жил и работал в Нью-Йорке. По возвращении принял участие в международных выставках «Территория искусства», где были представлены произведения мастеров 20 в. (П. Пикассо, В. В. Кандинского, Р. Хаусмана и др.), и «Ателье» с работами современных ленинградских и парижских художников в Русском музее (1990). По приглашению куратора выставок П. Хультена Новиков проходил стажировку в Институте высших исследований пластических искусств в Париже (1990–1991).
Период неоакадемизма 1990-х гг.
Зарубежные поездки помогли художнику сформулировать представление «о кризисе в современном искусстве», что привело к формированию его концепции неоакадемизма, провозгласившей «возврат к классическим идеалам прекрасного искусства» (Хлобыстин. 2017. С. 125, 128). В 1989 г. в Центральном лектории общества «Знание» на собрании, подводящем итоги 1980-х гг., Новая академия всяческих (всёческих) Искусств была переименована в Новую академию изящных искусств (НАИИ). Её первыми профессорами и преподавателями, наряду с Новиковым, стали Г. К. Гурьянов, А. Медведев, Д. Е. Егельский, В. Тузов. Впоследствии к НАИИ присоединились В. А. Кузнецов, А. Л. Хлобыстин, В. Дав, И. Р. Куксенайте, О. Маслов, О. В. Тобрелутс, К. Гончаров, В. Ю. Мамышев-Монро, Е. Остров, Ю. Страусова, Б. Матвеева, С. Макаров. В 1994 г. Новиков открыл Санкт-Петербургский музей «Новой академии изящных искусств» (улица Пушкинская, дом 10), где студенты НАИИ занимались живописью, рисунком и композицией, экспонировались работы профессоров и студентов, наравне с выставками современной фотографии Р. Аведона, Пьера и Жиля, К. Лагерфельда проводились выставки А. А. Иванова, Ф. П. Толстого, Рафаэля.
В 1987 г. Новиков снялся в роли барабанщика в фильме «Асса» режиссёра С. А. Соловьёва. Художественные эксперименты с видео Новиков начал со съёмок параллельного кино в киностудии «Мжалалафильм» Е. Г. Юфита. В 1989 г. совместно с Ю. А. Лесником, Мамышевым-Монро и Гурьяновым он создал независимую программу «Пиратское телевидение» (ПТВ; 1989–1992), как актёр снялся в фильме ПТВ «Опять двойка» (1989), исполнил роль Чацкого в фильме Тобрелутс «Горе от ума» (1993). Вместе с Курёхиным, Б. Б. Гребенщиковым (в 2023 в РФ признан иностранным агентом) и Бугаевым участвовал в съёмках фильма С. Г. Дебижева «Два капитана 2» (1992). Новиков и И. Безруков сняли фильм «Красный квадрат, или Золотое сечение» (1999).
В 1990-е гг. Новиков продолжил работать в технике текстильного коллажа: в центр бархатных, гобеленовых, расшитых бисером и золотом тканей он помещал изображения античных богов и героев, репродукции классических произведений, фотографии артистов балета и исторических личностей. В 1-й половине 1990-х гг. Новиков создал несколько серий: «Гобелены» (1992), «Путешествие Оскара Уайльда» (1993–1994), «Счастье в садах» (1993–1994), «В стране литературных героев» (1994, совместно с Гончаровым), «Лебединое озеро» (1995), «Людвиг II Баварский» (1997), триптих «Тибетский Ренессанс» (1995). В 1994 г. получил стипендию фонда Дома художника «Бетания» и жил в арт-резиденции в Берлине. Итогом поездки стала выставка «Лебединая песня немецкого романтизма» с серией фотоколлажей утопических архитектурных проектов Третьего рейха, которую запретили к показу в Берлине в 1994 г. по цензурным соображениям, тем не менее презентация проекта прошла в студии художника; в 1995 г. выставка была представлена в московской галерее «Айдан». В 1995 г. совместно с К. Гончаровым, А. Соколовым, О. В. Тобрелутс, Е. А. Андреевой и другими петербургскими художниками-неоакадемистами Новиков участвовал в выставке иллюстраций «Passiones Luci» («Приключения Луция») к роману Апулея «Золотой осёл» в Мраморном дворце и НАИИ.
В 1990-е гг. ключевые персональные выставки Новикова прошли в Музее современного искусства в Вене, берлинской галерее «Рааб» (обе – в 1991), Российском этнографическом музее, Московском архитектурном институте (обе – в 1992), Кунстхалле в Дюссельдорфе, Стеделейкмюсеуме в Амстердаме (обе – в 1993), московских галерее «Айдан» (1995) и галерее XL (1996).
Во время поездки в Нью-Йорк в 1997 г., где должна была открыться его персональная выставка во Всемирном торговом центре, Новиков тяжело заболел и ослеп, но несмотря на это, он продолжил активно работать: в 1997 г. провёл фестиваль «Торжество неоакадемизма» в Павловске и участвовал в создании Европейского общества сохранения классической эстетики вместе с А. Небольсиным, А. Зайцевым, Ю. Страусовой, Ж. Шефом и др., открыл учебные классы Новой академии в Михайловском замке (1997–2001). В конце 1990-х гг. профессора и студенты Новой академии объявили критический поворот к «новой серьёзности»: переход от легкомысленного игривого «бытования» к традиционным ценностям. Вехами этого перехода стало перевоплощение Новикова из щёголя в бородатого старца с тростью-топором, учреждение им совместно с А. Л. Хлобыстиным газеты «Художественная воля» (1998), проведение акции «Сжигание сует» (1998), посвящённой 500-летию казни Дж. Савонаролы, и организация движения «Новые серьёзные», в котором участвовали Д. Е. Егельский, Е. Остров, Г. К. Гурьянов, С. Макаров, А. Медведев.
В 1998 г. в Мраморном дворце прошла ретроспективная выставка художника, представившая избранные произведения, созданные с 1978 г. Главный творец собственного мифа, Новиков оставил после себя подробную автобиографию (1998), а также обширное теоретическое наследие: статьи, книги «Новый русский классицизм» (1998), «Горизонты» (2000) и др.