Васми Рихард Рудольфович
Ва́сми Ри́хард Рудо́льфович (15.9.1929, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – до 6.10.1998, там же), российский живописец и график.
Отец, Рудольф Яковлевич Васми, эстонец по происхождению, получил в Финляндии образование инженера-строителя; в предвоенные годы работал в Ленинграде в антикварном магазине и был филокартистом (по другим сведениям, переводчиком).
Во время блокады Ленинграда 1941–1944 гг. родители Р. Р. Васми в 1942 г. умерли от голода, и он жил один, затем был помещён в детский дом и с ним эвакуирован в Ростов Ярославской области, в 1945 г. вернулся в Ленинград. В 1948–1950 гг. учился в Ленинградском архитектурном техникуме, но не окончил его; в эти годы познакомился с А. Д. Арефьевым и другими художниками «Ордена нищенствующих живописцев» (ОНЖ), вошёл в эту группу как ключевой участник.
В одной квартире с семьёй Васми (Демидов переулок, дом 1, ныне переулок Гривцова) жил художник Н. Ф. Лапшин, от которого до войны Васми получил первые уроки рисования. Васми продолжал в искусстве линию ленинградской пейзажной школы.
Даже в сравнении с художниками неофициального круга Васми отличал последовательный нонконформизм: его не заботили вопросы карьеры, он неохотно показывал свои произведения, а участие в официально разрешённых выставках воспринимал как компромисс. В 1960-е – 1980-е гг. он сменил ряд занятий: колорист на картонной фабрике, разрисовщик косынок, клеевар, лаборант в Ботаническом институте, кочегар газовой котельной, маляр. В 1965–1967 гг. Васми жил и работал в Нарве. В 1978 г. участвовал в «Выставке 18-ти ленинградских художников» в Музее современного искусства в Ереване. В 1980-е гг. под влиянием художника Р. С. Гудзенко Васми обратился в католичество.
Художественная манера Васми сложилась к середине 1950-х гг. и фактически не менялась со временем. Его искусство отличают аскетичность и «элементарность», изображение последовательно редуцируется и освобождается от случайных черт. Все произведения имеют небольшой размер, редко превышая по длинной стороне 50 см. В живописи Васми использовал темперу или масло, часто замешивая масляные краски на бензине вместо художественного разбавителя. Художник был склонен к сдержанной гамме, сочетая коричневые, охристые, зелёные цвета с синим или красным. Взятый в массе и чистоте цвет приобретает сильное самоценное звучание, и так в работах Васми повторяется эффект, известный по древнерусским иконам и фрескам («Баржи», холст, темпера, 1953–1954, Третьяковская галерея, Москва). Для приёмов живописи Васми характерна нарочитая грубость, которая выступала для него синонимом правды в искусстве. Примитивизация выражала отрицание идеологических условностей социалистического реализма, но в то же время художник сопротивлялся типичной для петербургской школы эстетизации окружающей среды. Здания изображались максимально упрощённо, в виде параллелепипедов, их архитектурный декор практически игнорировался. Однако за счёт максимального обобщения пейзажи Васми точно выражают облик Ленинграда послевоенных десятилетий, где долго сохранялись следы военных разрушений и пустоты в городском ландшафте («Трамвайное кольцо», холст, масло, темпера, 1954, Художественный музей Зиммерли Университета Ратгерса, Нью-Брансуик, штат Нью-Джерси; «Канал», холст на дереве, левкас, темпера, 1956, Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург). Пространство, освобождённое от несущественных деталей, в искусстве Васми приобретает размах и значительность («Охта. 1970-е гг., Русский музей, Санкт-Петербург). Помимо живописи, художник работал в техниках линогравюры и офорта («Екатерининский парк. Китайская беседка», линогравюра, 1980-е гг., музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург).
Среди параллелей в мировом искусстве, которые были актуальны для Р. Р. Васми, – прежде всего французская живопись из собрания Музея нового западного искусства в Москве, которая вначале была известна художнику по репродукциям, а после открытия в Эрмитаже в 1956 г. экспозиции искусства 20 в. – непосредственно. Работы Васми в 1950-е гг. продолжили линию «ленинградских маркистов», к которым принадлежал в том числе его первый учитель – Н. Ф. Лапшин. Натюрморты и портреты Васми отмечены влияниями П. Пикассо, А. Озанфана, Дж. Моранди («Женский портрет», картон, темпера, 1952, музей «Царскосельская коллекция»; «Натюрморт с рыбами», оргалит, масло, 1995, частное собрание). Использование чёрных контуров в ранних работах идёт от Ж. Руо, у которого также позаимствована христианская образность («Пейзаж», холст, темпера, 1952, частное собрание; «Богоматерь с младенцем Христом», бумага, карандаш, гуашь, 1970-е гг., музей «Царскосельская коллекция»). Определённые аналогии искусству Васми можно найти в творчестве лианозовской группы, но скорее не у живописцев, а в поэзии И. С. Холина.
Последнее десятилетие жизни Р. Р. Васми его искусство получило известность и оказало существенное влияние на петербургских авторов следующих поколений. Художники группы «Митьки» были программно ориентированы на традицию городского пейзажа в искусстве ОНЖ – В. Н. Шагина и Васми прежде всего. Лаконичность пространственного решения в полотнах Васми унаследована Т. П. Новиковым в цикле работ «Горизонты» (1987–1991).
Р. Р. Васми похоронен на петербургском Красненьком кладбище в могиле Р. Ч. Мандельштама и А. Д. Арефьева.