«Митьки»
«Митьки́», российское творческое объединение.
Сформировалось в 1984–1985 гг. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) первоначально как художественная группа во главе с художником Д. В. Шагиным, чьё домашнее уменьшительное имя «Митёк» в форме множественного числа стало самоназванием объединения.
Д. В. Шагин, сын художников В. Н. Шагина и Н. В. Жилиной (Нейзель), в 1975 г. окончил Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР (ныне Академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств) и стал показывать свои работы на выставках «неофициальных» художников, объединённых в 1975 г. в Товарищество экспериментальных выставок (ТЭВ) и впоследствии Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), в число организаторов которого он вошёл в 1981 г.
На этих выставках в начале 1980-х гг. по соседству экспонировали свои работы связанные дружбой Д. В. Шагин, В. Н. Шинкарёв, А. О. Флоренский – художники, которые стали основателями группы, получившей своё название после того, как в 1984 г. Шинкарёв написал книгу «Митьки» (появилась в самиздате и распространялись в виде ксеро- и машинописных копий). Таким образом, литературное произведение выступило стимулом для кристаллизации художественной группы. «Первый день движения митьков, 24 сентября 1984 года,» – зафиксировал Шинкарёв в итоговой книге «Конец митьков» (Шинкарев. 2010. С. 274). В 1982–1989 гг. Шинкарёв работал оператором экспериментальной газовой котельной при яхт-клубе на Петровском острове, куда также устроился Д. В. Шагин.
Как сообщество художников «Митьки» продолжили традиции петербургского пейзажа, наследуя непосредственно авторам «Ордена нищенствующих живописцев» (ОНЖ), прежде всего В. Н. Шагину и Р. Р. Васми, продолжавшим активно работать в 1980-е – 1990-е гг. Другим важным источником для «Митьков» стало наивное искусство – творческая продукция, сохраняющая фольклорные функции и формы существования в городской среде и реализовавшаяся в сентиментальных повествовательных жанрах городского жестокого романса и живописи бытового жанра. Среди художественных ориентиров «Митьков» также были по преимуществу анонимная живопись городских вывесок и произведения художников 19 в. – П. А. Федотова, Л. И. Соломаткина, Ф. С. Журавлёва, В. Е. Маковского, В. Г. Перова. Произведения «Митьков» демократичны (в том смысле, что близки и понятны массовому зрителю) и в то же время функционируют внутри элитарной «авангардной» культуры, а решавшиеся художниками специфические пластические задачи далеки от иллюстративности живописи передвижников 2-й половины 19 – начала 20 вв. или социалистического реализма 1940-х – 1950-х гг. Искусство «Митьков» в целом, как и русских футуристов, можно отнести к почвенническому направлению в культуре.
Книга Шинкарёва «Митьки», в первых строках определённая автором как «начала лексикона и правила поведения для нового массового молодёжного движения наподобие панков или хиппи» (Шинкарёв. 2010. С. 7), в 1987 г. была впервые опубликована – в парижской газете «Русская мысль». Иллюстрации Флоренского, выполненные в графической технике, присутствовали уже в ксерокопии рукописи, а затем перешли в «настоящие» издания. Как литературное произведение книга «Митьки» обладает характерными чертами постмодернизма (возведённая в ранг приёма цитатность, смешение различных пластов культуры и их ироническое использование, общая фикциональность повествования: хотя герои имеют имена и черты реально существующих людей, трудно отделить правду от вымысла в изображённых автором ситуациях).
Постмодернизм, который сильнее всего проявился в литературных произведениях и перформативных практиках «Митьков» (например, цитирование реплик героев телефильма «Место встречи изменить нельзя», 1979, режиссёр С. С. Говорухин), практически не выражен в живописи: в картинах и графике анекдотичность существует на уровне содержания, все пластические приёмы остаются традиционными.
В 1980-х гг. неформальные молодёжные движения (и их участники-«неформалы») были заметным социальным феноменом. Однако описанного Шинкарёвым массового явления в действительности не существовало: возникшая мода на «митьковство» как образ жизни и тип социального поведения была фрагментарной и непродолжительной. Образ «митька» пересекался с реальностью частично и в небольшой степени, но в целях групповой самоидентификации художники стали активно воплощать литературный текст в жизнь. Распространённый в творческой среде (в особенности неофициальной) демонстративный богемный тип поведения, к которому относилось пьянство как способ пренебрежения общественной моралью, «Митьки» превратили в стратегию, так что многие из них оказались серьёзно больны алкоголизмом. В 1993 г. во время поездки в США Шагин и Шинкарёв прошли программу «анонимных алкоголиков» «12 шагов» и с тех пор ведут трезвый образ жизни.
Благодаря популярности книги Шинкарёва несколько поведенческих деталей закрепились в массовом употреблении как типично «митьковские» (Шинкарёв. 2010. С. 8). Это ставшие частью речевого этикета междометия «дык», «ёлы-палы», «опаньки», произносимые с разной интонацией и универсально пригодные для описания явлений окружающего мира. Использованные «Митьками» и получившие благодаря им широкую популярность (см., например, текст песни «Сестра» из альбома «Феодализм» группы «Аквариум», 1989) диалектизмы, присловья и т. д. дополнительно подчёркивали «народность», грубость и простоту явления (так, выражение «ёлки-палки» существовало и ранее). Другой деталью стал полосатый матросский «тельник» (тельняшка) как выражение бытовой неприхотливости «Митьков» (что неожиданно совпало с тенденциями в моде: тельняшка использовалась в коллекциях Ж.-П. Готье): практичная народная одежда приобрела у «Митьков» статус символа.
«Митьки» впервые выступили как обособленная художественная группа на большой коллективной выставке ТЭИИ, состоявшейся в марте 1985 г. в Ленинградском дворце молодёжи. В этот период к «Митькам» принадлежали Д. В. Шагин, В. Н. Шинкарёв, супруги А. О. и О. А. Флоренские, Виктор И. Тихомиров, А. Н. Горяев, А. А. Кузнецов, А. А. Филиппов и другие художники в возрасте 20–30 лет. В сентябре 1985 г. первая официально разрешённая выставка группы состоялась в Доме учёных Научно-исследовательского института электрофизической аппаратуры имени Д. В. Ефремова в посёлке Усть-Ижора (ныне в составе Санкт-Петербурга).
Взлёт популярности «Митьков» пришёлся на 1984–1991 гг. (массовый советский читатель впервые узнал об объединении из публикации в журнале «Юность» в 1988), в особенности на 1989 г., когда на волне мирового интереса к культурным и политическим процессам в СССР «Митьки» совершили путешествие в Европу, которое спонсировала бельгийская лакокрасочная компания Sigma. На расписанном художниками автобусе (в традициях «Великого автобусного путешествия» писателя-битника К. Кизи и его объединения «Весёлые проказники» в 1964) они посетили Бельгию, Германию, Нидерланды, Францию, делая остановки в Антверпене, Кёльне, Париже, где устраивали показы работ. Поездка, имевшая явные черты перформанса, вписывается в богатую культурную традицию, которую можно обозначить как «знакомство просвещённой Европы с "русским медведем"»: эта трактовка сознательно поддерживалась «Митьками». В 1990 г. вышел документальный фильм «Ёлы-палы, или Митьки в Европе» (режиссёр А. Е. Учитель), зафиксировавший в жанре роуд-муви это путешествие. «Митьки» стали очередной версией (наряду с перформансами О. Б. Кулика серии «человек-собака») образа России и «русской души», ответом на запрос, возникший в эпоху перестройки в Западной Европе и США. Мифологизированный образ жизни и реальное поведение «Митьков» служили воплощением карнавализации М. М. Бахтина и в то же время довели до логического конца эстетику соц-арта, представленную в работах А. С. Косолапова и Л. П. Сокова. В середине 1990-х гг. объединение насчитывало больше 30 участников, а на его выставках экспонировались работы более 50 художников. Так, к «Митькам» примкнули московские художники К. А. Батынков и Н. В. Полисский.
К характерным произведениям группы, помимо упомянутых иллюстраций Флоренского (1988) к книге «Митьки» Шинкарёва, принадлежат картины Шагина «Олег Григорьев кормит птиц», «Падение Икара», «Подводники идут в баню», «Митьковский праздник», «Митёк», «Митьки никого не хотят победить» (повторения разных лет), картины Шинкарёва «Всеобщий дембель» (1989), «Памяти митьков» («Радуга-дуга, не пей наше пиво!»; 2008), «Братки с этюдов идут» (2015), линогравюры В. А. Голубева «Митьки отдают свои уши Ван Гогу» и «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан» (обе – 1987).
В 1992 г. вышел полнометражный анимационный фильм «Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер» (сценаристы Тихомиров и Шинкарёв, художник-постановщик Флоренский, режиссёр А. Л. Васильев) на основе книги Шинкарёва в технике stop motion (перекладной анимации).
Традиционно к художникам группы «Митьки» были близки музыканты «Ленинградского рок-клуба», прежде всего участники группы «Аквариум», а также В. Р. Цой, Ю. Ю. Шевчук, А. Н. Башлачёв. В 1995 г. выпущен музыкальный альбом «Митьковская тишина», в 1996 и 1997 гг. – «Митьковские песни»; все эти альбомы – сборники народных и советских песен в исполнении дружественных музыкантов. В 1997 г. вышел четвёртый музыкальный альбом «Митьков» – «Митьковские танцы»: песни на слова Шинкарёва, исполненные Шагиным. В качестве дополнения к книге «Митьки» Шинкарёв написал «Митьковские пляски: краткое руководство для хореографических кружков художественной самодеятельности»: это ироническое эссе в наукообразной форме, подражающей хореографическим руководствам Франции 18 в., описывает движения, совершаемые пляшущим «Митьком».
В 1992–1993 гг. вышло десять выпусков «Митьки-газеты»: это был арт-проект Флоренского и фотографа Ю. А. Молодковца, где публиковались стихи О. Е. Григорьева, статьи и очерки В. Н. Шинкарёва. Иллюстрациями служила графика четы Флоренских, а также Д. В. Шагина. «Митьки» вели активную издательскую деятельность, популяризировали искусство – своё и эстетически близких авторов (писателей М. М. Немирова, М. А. Белозора, В. О. Емелина и др.). В 1994 г. Флоренский выступил организатором издательства «Митькилибрис», в 1995 г. дружественный «Митькам» литератор, издатель, коллекционер М. Г. Сапего основал издательство «Красный матрос».
В начале 2000-х гг. участники «Митьков» полностью сосредоточились каждый на своей собственной карьере, группу окончательно покинули супруги Флоренские. В марте 2008 г. В. Н. Шинкарёв публично заявил о своём разрыве с «Митьками», а в 2009 г. написал отдельную книгу «Конец митьков» (Шинкарев. 2010. С. 247–508). Поводом послужили участие Д. В. Шагина в предвыборной президентской кампании Д. А. Медведева и открытая поддержка Шагиным губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко.
В 1997–2005 гг. в Санкт-Петербурге работала галерея «Митьки-Вхутемас» (в мансарде на улице Правды, дом 16, квартира 20). С 2006 г. действует продолжающий её линию арт-центр «Митьки» (улица Марата, дома 36–38, квартира 120; в 2019 помещение передано художникам в безвозмездное пользование указом губернатора А. Д. Беглова).
Культурную и эстетическую позицию «Митьков» в 2000-е – 2010-е гг. можно охарактеризовать как консервативную. Стараниями Д. В. Шагина «Митьки» превратились в один из петербургских и, шире, российских культурных брендов, на архивирование и поддержание которого направлена его деятельность.